По их словам, директор-депутат вынуждает перевести детей на домашнее обучение
В Казахстане инклюзивное образование официально поддерживается государственной политикой, обещающей равные возможности для всех детей. Однако в регионах, как оказалось, эта инициатива часто остается на бумаге: школыищут способы перевести детей с особыми потребностями на домашнее обучение, нарушая их право на полноценное образование. С подобным отношением столкнулись родители в городе Костанае. Подробности выясняла корреспондент «Голоса народа».
История Динары Жетписабевой, матери учащегося специального комплекса №2 города Костанай Алишера Жетписбаева, подчеркивает существующие проблемы в системе образования для детей с особыми образовательными потребностями. По ее словам, 5 сентября 2024 года произошел конфликт с администрацией образовательного учреждения. Классный руководитель школьника сообщила о применении физической силы её ребенком.
«Я, приехав на место, уже когда приехала, я увидела, что мой ребенок закрыт в кабинете психолога под ключом. Я зашла туда, спросила у психолога, на основании чего вы его закрыли. Мне ответили, что мой ребенок может убежать, поэтому его заперли. Ребенок находился в одной футболке, помещение прохладное, потому что психолог была сама одета в теплой кофте плюс дополнительно в палантине. Я спросила, где вещи моего ребенка, они валялись в стороне. То есть на моего ребенка особо никто внимания не обращал. Хотя, учитывая, что это спецкомплекс и дети особенные», — вспоминает Динара Жетписбаева.
Женщина рассказывает, что их семья неоднократно сталкивалась с давлением, направленным на перевод ребёнка на домашнее обучение, что вызывает у нее серьезные опасения.
«Они всячески оказывают на меня психологическое давление, чтобы мы на добровольной основе подписали бумаги и перешли на домашнее обучение. Это несмотря на отсутствие медицинских показаний и рекомендаций от Комиссии по психолого-медико-педагогической консультации», — утверждает она.
Жетписбаева вспоминает еще один случай, произошедшей в феврале текущего года. Тогда мать была приглашена на совет профилактики, где администрация озвучила, что еесын применил физическую силу по отношению к своей однокласснице и учительнице. Позже ей удалось выяснить, что ее сына оклеветали.
«Когда мой ребенок заканчивал 6 класс, я встретилась чисто случайно с этим преподавателем. Спросила у нее напрямую, был ли такой момент, что мой ребенок поднимал руку на вас, применял физическую силу, пытался вас оттолкнуть, наносил какие-то побои, может быть, пинал, бил. На что она мне ответила, нет, я вашего ребенка знаю с младших классов, подобной ситуации не возникало. Я показала фотографию на мобильном телефоне своего сына и спросила еще раз, может быть, вы не помните, вот мой сын. На что мне ответили, что такого не было», — объясняет Жетписбаева.
Динара Жетписбаева подчеркивает, что ни по одному случаю администрация специального комплекса не предоставила доказательств. Это вызывает у нее удивление, поскольку на территории учреждения функционирует 91 камера.
«Почему ни одна камера не засняла эти моменты?» — задается Жетписбаева вопросом.
Она признается, что опасается, что в школе может случиться происшествие, в котором обвинят ее сына. По этой причине Жетписбаева на время перевела сына на дистанционное обучение. Однако полностью переходить на домашний формат, поскольку хочет, чтобы сын находился среди детей и адаптировался к обещству.
По словам Жетписбаевой, в спецкомплексе обучается 409 детей, из которых 139 уже находятся на домашнем обучении. Родительница задается вопросом – а все ли из них ушли по собственному желанию?
Еще одна родительница учащегося специального комплекса в Костанае Маншук Сейфуллина также заявила о давлении со стороны администрации.
«Два года подряд идёт психологическое давление на меня и на моего сына Дидара Сейфуллина для того, чтобы мой ребенок ушел на домашнее обучение, так как до этого мы уже находились 4 года на домашнем и нас не выпускали в школу»,
По словам родительницы, в их случае так же администрация заявляет об агрессивных поступках ее сына, не предоставив доказательств. Он заверяет, что опрошенные ею якобы участника конфликта отрицают подобные происшествия.
Маншук Сейфуллина подчеркнула, что директор школы Гульшат Жумабаева является депутатом городского маслихата и в круг ее обязанностей входит именно поддержка прав лиц с инвалидностью.
«Как она может защищать детей-инвалидов, иметь мандат, учитывая то, что она отправляет наших детей на домашнее обучение? Она не дает учиться нашим детям. Половина детей почти перешли на домашнее обучение. Конечно, большинство она и вынудила», — высказалась Сейфуллина.
Тем временем родители написали обращение уполномоченному по правам ребенка Динаре Закиевой и в генеральную прокуратуру. Инициирована проверка на региональном уровне.