В Костанае социальные инвестиции недропользователей перегонялись через три общественных фонда и ушли в никуда.
ОФ Zertteu Research Institute презентовал обзор, сколько казахстанские добывающие компании выделяют денег на развитие регионов и на что направляются эти средства, передает корреспондент golos-naroda.kz. В нем поясняется, что АО «Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение» из Костанайской области выделило 168 млн тенге общественному фонду «Милосердие-Костанай» на строительство дорожно-тропиночной сети в ... столице страны Нур-Султане.
golos-naroda.kz узнал название данного фонда в поисковых системах, а также то, что его руководителем является Ищанов Серикжан Сырымбекович. Общественный фонд был создан 18 ноября 2015 года, дата последней перерегистрации в Управлении по государственным доходам по городу Костанай – 14 октября 2019 года.
Мы позвонили Серикжану Сырымбековичу, чтобы узнать, какова взаимосвязь между дорожно-тропиночной сетью и темой милосердия, но ответов так и не получили. Серикжан Ищанов сначала подтвердил, что он руководитель ОФ «Милосердие-Костанай», но потом испуганно добавил: «Нет-нет, оно давно закрыто, вы что? Этот фонд давно ликвидирован как юридическое лицо».
Приводим наш двухминутный диалог:
- На что были выделены 168 млн тенге на строительство дорожно-тропиночной сети в Нур-Султане?
- Ну я сейчас уже ничего не могу сказать, потому что фонд ликвидирован как юридическое лицо.
- Он ликвидирован, а деньги успел потратить?
- Я что должен это все помнить и держать в голове что ли?
- Через ваш общественный фонд прогонялись немалые деньги, почему вы можете о них не помнить?
- Я вам еще раз говорю: данный фонд ликвидирован.
- Чем занимался фонд?
- На данный момент он ликвидирован в 2018 году.
- А почему вы его решили ликвидировать?
- Ну это я у вас должен спрашивать, что ли?
- Почему вы у меня должны спрашивать?
- Но почему вы мне эти вопросы задаете? У меня есть учредители, которые приняли решение о ликвидации, и все.
- Они приняли решение о ликвидации, но они же социальные инвестиции направляли. Вы можете объяснить, куда эти деньги ушли?
- Четыре года прошло.
- Народ имеет право знать.
- Ну ладно, давайте. Все, пока!
Между тем, как сообщает костанайский региональный портал «Наша газета», большинство средств, которые выделяли недропользователи региона в рамках социальной ответственности, перегонялись через три общественных фонда: ОФ «Милосердие-Костанай», «Здоровье.kst» и «Денсаулык». И руководителем всех этих трех фондов является Серикжан Ищанов, который и региональному порталу так и не смог предоставить данные о том, куда ушли деньги.
Добывающие компании в Казахстане обязаны ежегодно финансировать социально-экономическое и инфраструктурное развитие регионов, в которых располагаются и действуют их предприятия. Эта деятельность регулируется статьей 129 Кодекса РК «О недрах и недропользовании». Для осуществления конкретных проектов недропользователи могут выделять средства напрямую. Также они могут перечислять их в местный бюджет для дальнейшей реализации тех или иных проектов на местах. Такое финансирование принято называть «социально-инфраструктурными проектами» (СИП). Данные о них, согласно инициативе ИПДО, недропользователи должны публиковать в открытом доступе.
Согласно статье 129 Кодекса РК «О недрах и недропользовании», в течение периода добычи, начиная со второго года, недропользователь обязан:
- ежегодно осуществлять финансирование обучения казахстанских кадров;
- осуществлять финансирование научно-исследовательских, научно-технических и (или) опытно-конструкторских работ;
- осуществлять финансирование социально-экономического развития региона и развития его инфраструктуры в размере одного процента от инвестиций по контракту на недропользование в период добычи углеводородов по итогам предыдущего года.
Представители ОФ Zertteu Research Institute пришли к выводу, что в действующем законодательстве нет нормы, которая бы регулировала деятельность по обсуждению и согласованию решений для использования социальных инвестиций с населением.
Решение о том, на что направлять финансы, закреплено в меморандумах между местным акиматом и недропользователем. В 2020 году, например, 139 из 143 соглашений (97,2%) составили именно такие кулуарные меморандумы. Процесс выбора и определения подрядчика, который будет претворять эти проекты, тоже закрыт от общества. Местный исполнительный орган сам выбирает тему или направление проекта, сам же ищет подрядчика. Компания-недропользователь и сама может определить будущего исполнителя, напрямую перечислив деньги ему. В таком случае высока вероятность того, что компания выберет для этой работы аффилированную структуру. А это, в свою очередь, только повышает риск роста расходов с целью увеличения размера налоговых вычетов.
Акиматы не публикуют информацию о ходе реализации или результатах проектов, финансируемых в рамках СИП. СМИ публикуют неполную информацию, предоставленную местными исполнительными органами. Часто это делается лишь по окончании проектов.
Как показал обзор социальных инвестиций добывающих компаний, в 2019 году недропользователи выделили в рамках социальных инвестиций 17,7 млрд тенге, а в 2020 году – 27,2 млрд тенге.
Причем их выделяют лишь в десяти областях. Львиная доля социальных инвестиций выделяется в Западно-Казахстанской области (81,7% от всей республиканской суммы в 2019 году и 56% в 2020 году, это около 14 и 15,2 млрд тенге соответственно).
В 2019 году на втором месте по уровню социального финансирования Павлодарская область (935 млн тенге; 5,47%), Костанайская (874 млн; 5,12%), Актюбинская (668 млн; 3,91%), Туркестанская области (215 млн; 1,26%), ВКО (178 млн; 1,05%), Акмолинская (155 млн; 0,91%), Кызылординская (77,7 млн; 0,46%), Карагандинская (8,9 млн; 0,05%) и Жамбылская (5,8 млн; 0,03%) области.
В 2020 году после ЗКО следуют Восточно-Казахстанская область (5,1 млрд, или 18,96%), Карагандинская (2,1 млрд, или 7,86%), Костанайская (2 млрд; 7,57%), Актюбинская (1,8 млрд; 6,83%), Акмолинская (440 млн; 1,62%), Туркестанская (150 млн; 0,55%), Кызылординская (90 млн; 0,33%), Павлодарская (84 млн; 0,31%), Северо-Казахстанская область (7 млн; 0,03%).
Если ранжировать все виды социально-инфраструктурных проектов, то на первом месте оказывается сфера культуры, куда было инвестировано 37,6% от всей суммы: 6,4 млрд тенге из 17,7 млрд.
Однако при детальном рассмотрении оказывается, что 99,8% от суммы инвестиций в культуру составляет бюджет ... одного проекта, многофункционального культурного центра на 1500 мест в городе Орал.
Показательно, что на момент написания обзора данные за 2021 год на сайте интегрированной информационной системы «Единая государственная система управления недропользованием РК» (ЕГСУ) отсутствуют.
Выводы, которые сделали авторы исследования:
1) часть средств, выделяемых добывающими компаниями, используется на проекты, не имеющие отношения к развитию инфраструктуры или социально-экономического состояние региона;
2) инвестиции не охватывают все направления, указанные в законодательстве. Нет информации о платежах на поддержку или развитие научно-исследовательских, научно-технических и (или) опытно-конструкторских работ и обучение казахстанских кадров;
3) в законе нет нормы, которая бы обязывала недропользователей и местные исполнительные органы привлекать местное сообщество к планированию и реализации СИП. Не участвует местное сообщество и в механизмах отчетности СИП. Все решения принимаются только местными исполнительными органами и добывающими компаниями.
Рекомендации ОФ Zertteu Research Institute: