Кризис в блогосфере: казахстанские блогеры ищут дополнительный заработок

Привлекать инвестиции в креативную индустрию ее участникам рекомендуют через инструменты фондового рынка.

Динара Куатова

Казахстанская креативная индустрия находится сейчас на этапе качественного роста. Если до этого для реализации проектов было достаточно государственного финансирования и вложений меценатов, то сейчас можно привлекать средства на фондовых рынках. Об этом на площадке Astana Finance Days 2022 отметила председатель правления АО «SkyBridge Invest» Шолпан Айнабаева, передает golos-naroda.kz.

«Сейчас уже фактически идет уход от безответственного финансирования, когда мы берем у государства, у меценатов, у бизнес-ангелов и не имеем ответственности по возврату, по обеспечению доходности. Наверное, эти методы должны уходить в прошлое. Фактически сейчас есть возможность привлекать финансирование через инструменты фондового рынка, имея огромную широкую аудиторию. То есть возможность создания частных компаний для поиска группы частных инвесторов в виде фонда. Эта группа частных инвесторов сразу же на берегу может оговаривать свои права по отношению к финансируемой части индустрии и получать какой-то доход», - считает Шолпан Айнабаева.

Подобные юридические формы имеются на площадке Международного финансового центра «Астана». Например, частная компания специального назначения. Ее можно сделать публичной.

«То есть здесь уже будет не количество инвесторов, исчисляемых пальцами на руке, а широкий круг. Для продюсера это представляет интерес. У него есть возможность установить свои правила, права на интеллектуальную собственность. Чем меньше у тебя вклад инвестиционный, тем меньше прав. С одним частным инвестором гораздо сложнее разговаривать, нежели с группой инвесторов. Масштабирование возможно через публичный фонд», - отметила предправления инвестиционной компании.

Кроме того, можно обратиться к такому современному инструменту, как краудфандинг. Продюсеры могут объявить подписку на акции фонда, который будет финансировать определенный проект. Цифровые возможности позволяют привлекать широкий круг лиц.

«Если мы это сделаем с привлечением современных блогосистем, то есть возможность привлечь такое финансирование, которое будет на самом деле давать права инвесторам начать с прибыли, которую вы получите от проекта. Если проект будет неудачным, инвесторы примут риски на себя.  Чем меньше инвестор участвует, тем ему легче расстаться с вложениями», - подчеркнула Шолпан Айнабаева.  

Перечисленные виды инвестирования сейчас очень доступны, добавила спикер. Их можно предложить профессиональным инвестиционным компаниям.

«Я услышала о том, что сейчас во многие сериалы инвестируют платформы. Например, Salem Social. Фактически и платформа, и лейбл периодически нуждаются в финансировании, которое они затем будут направлять на привлечение различных проектов, либо на раскрутку неких лиц. И здесь возможно сделать поиск инвестирования через проведение IPO, через предложения акций этой платформы, через предложение акций лейбла, и позволить еще посторонним людям соучаствовать в вашей прибыли», - сказала эксперт.

Глава Qamalladin Media Абылайхан Камаладин, который сотрудничает с рядом казахстанских блогеров, посетовал на недостаток инвестиций в блогосфере.

«У нас 400 блогеров, которыми мы управляем. Но из-за нехватки инвестиций мы не можем управлять их именем.  Наша бизнес-модель простая. Наша цель на следующие пять лет - владеть правами 10 тысяч блогеров не только в Казахстане, но и в странах СНГ, а также странах Центральной Азии, во Вьетнаме, Малайзии, Индонезии. Там рынок растет. У них в Instagram сейчас есть только индонезийская или вьетнамская  «Баян Есентаева». То есть мы уже знаем механику. Мы придем туда, создадим или будем отбирать блогеров. Затем начнем вайны, гивы», - заявил об амбициозных планах медиаменеджер.

Он также не отрицает того факта, что казахстанская блогосфера по большей части работает в тени. По его мнению, вывести их в легальное поле поможет мораторий на налоговые проверки. 

«Я думаю, если будет некая зона, мораторий на налоги - год-два, мы выйдем из тени, покажем заработки. Тогда мы не будем бояться платить налоги. Мы стали популярными, потому что мы стали за них платить налоги, показывать отчетность налоговую. Блогеры не все показывают. Есть очень много бартерных вещей. Мы только в прошлом году на 200 млн тенге завершили бартерные рекламные сделки. То есть блогер купил квартиру, а Samsung дает ему бесплатную технику на определенную сумму. Он рекламирует ее в течение года. Экономика большая. Блогер может стать в последующем некой звездой. Мировой пример - семья Кардашьян. Блогер в будущем будет монетизироваться. Чего бы не касался блогер, может превратиться в золото, либо в хейт», –  отметил Абылайхан Камаладин.

Он также резюмировал, что за пять лет работы на рынке компания привлекла 4 111 000  долларов зарубежного капитала. 

«Мы, по сути, та креативная экономика, которая привлекает зарубежный капитал, пытается вырасти. В блогера имеет смысл вкладываться», - заверил он.

Реклама
Реклама
Новости партнеров