Почему в Астане не могут достроить улицу Бухар-жырау и причем тут семья Сатыбалды

Недостроившая улицу компания получила 2,1 млрд тенге

Бахытгуль Джакупова

О многострадальной улице Бухар-жырау уже не раз писали в СМИ и социальных сетях. Однако проблема ее строительства до конца не раскрыта. Также под грифом «секретно» находится и финансирование проекта, и подрядчик, строящий объект. Редакция «Голос народа» разбиралась в этой ситуации.

С чего все началось

Лот на строительство улицы Бухар-жырау на участке от проспекта Тауельсиздик (ныне улица Аль-Фараби) до ул. № 37 (на данный момент носит название Жошы хан) в Астане появился на сайте госзакупок в ноябре 2020 года. Сумму стройки оценили почти в 2,5 миллиарда тенге. В рамках проекта были предусмотрены инженерные сети, благоустройство, дорога, освещение, а также светофоры.

Подрядчика определили в феврале 2021 года. Им стало скандально известное ТОО «Совместное предприятие КазГерСтрой», к нему мы еще вернемся. Завершить строительство по договору должны были в 2022 году, однако улица до сих пор находится в состоянии строительства.

Как обстоят дела сейчас

Чтобы продемонстрировать, что с улицей не так, мы лично выехали на место. И назвать этот отрезок дороги хорошим не поворачивается язык. О состоянии незавершенности говорят не только разбросанные стройматериалы, но и дорожные знаки.

Где-то на оголенных участках виднеются все слои недавно уложенного асфальта.

Также нередко на дороге можно найти ямы, открытые люки и обрывы, в прямом смысле слова.

К слову, местные жители рассказали нам, что пешеходные знаки и «лежачие полицейские» установили совсем недавно, примерно 25 сентября. Да и эти блага, судя по их виду, делали наспех.

«По этой улице постоянно ходят люди, особенно много учеников, и родители уже не раз жаловались на ситуацию. Они даже выходили на небольшой митинг, высказывая свои претензии. Говорили, что вроде бы что-то начали делать, и кто-то из газет об этом писал. Акимат сказал, что только в 2025 году планируют продолжить строительство дороги. До этого времени она останется в том же состоянии. Здесь очень сложно передвигаться: я с двумя внучками утром в 8 часов перехожу дорогу, и машины практически не останавливаются, хотя есть пешеходная разметка. Некоторые водители останавливаются, но другие едут, как будто не видят, что идут дети. Просьба к властям: хотя бы в сентябре-октябре, пока погода сухая, поставить светофор, потому что без него невозможно безопасно передвигаться», — жалуется жительница дома по адресу Бухар Жырау 27.

Кстати, в ремонте нуждается не только дорога, но и тротуары. Их можно назвать стихийными, ведь появляются и исчезают они хаотично.

Мы и сами пару раз чуть не угодили в ямы прямо на пешеходной дорожке. На этом участке дороги нет нормального освещения, соответственно, ночью то, что должно быть тротуаром, превращается в настоящий экстремальный аттракцион.

Местная жительница рассказала нам о забавной ситуации. Она неоднократно обращалась в уполномоченные органы, чтобы сделали тропу к пешеходному переходу, и ее сделали. Правда, по словам женщины, чтобы обустроить новый участок, подрядчикам пришлось разобрать часть брусчатки в старом месте. И действительно видно, что на данном отрезке ранее лежало покрытие, и оно внезапно исчезло.

Кто строил дорогу?

Как мы говорили ранее, конкурс на строительство выиграло ТОО «Совместное предприятие КазГерСтрой». Данная компания, как писали наши коллеги из издания Besmedia, принадлежит сыну Кайрата Сатыбалды — Нурсултану Бауыржану. Компания в свое время была активным участником госзакупок, сейчас большинство этих контрактов разрывается. А само предприятие имеет миллиардные долги.

Что с финансированием?

Изначальная сумма строительства составляла 2,5 млрд тенге. Однако, так как работа не была завершена, подрядчик не успел освоить всю сумму. Как сообщили редакции «Голос народа» в управлении транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Астаны, предприятие получило 1,1 млрд тенге за выполнение работ. Хотя данная информация расходится с суммами актов выполненных работ, выставленных на сайте госзакупок. По данным подписанных документов, предприятие успело получить более 2,1 млрд тенге: 1,8 млрд за 2021 и 337 млн за 2022 год.

Когда решится проблема?

Как сообщили в акимате Астаны, подрядная организация не выполнила свои договорные обязательства, в связи с чем ведется процедура расторжения договора. На данный момент строительство по объекту временно приостановлено.

Возобновление работ, в том числе завершение благоустройства данного участка, планируется после определения подрядной организации на продолжение строительно-монтажных работ и выделения финансирования в 2025 году.