Недостроившая улицу компания получила 2,1 млрд тенге
О многострадальной улице Бухар-жырау уже не раз писали в СМИ и социальных сетях. Однако проблема ее строительства до конца не раскрыта. Также под грифом «секретно» находится и финансирование проекта, и подрядчик, строящий объект. Редакция «Голос народа» разбиралась в этой ситуации.
Лот на строительство улицы Бухар-жырау на участке от проспекта Тауельсиздик (ныне улица Аль-Фараби) до ул. № 37 (на данный момент носит название Жошы хан) в Астане появился на сайте госзакупок в ноябре 2020 года. Сумму стройки оценили почти в 2,5 миллиарда тенге. В рамках проекта были предусмотрены инженерные сети, благоустройство, дорога, освещение, а также светофоры.
Подрядчика определили в феврале 2021 года. Им стало скандально известное ТОО «Совместное предприятие КазГерСтрой», к нему мы еще вернемся. Завершить строительство по договору должны были в 2022 году, однако улица до сих пор находится в состоянии строительства.
Чтобы продемонстрировать, что с улицей не так, мы лично выехали на место. И назвать этот отрезок дороги хорошим не поворачивается язык. О состоянии незавершенности говорят не только разбросанные стройматериалы, но и дорожные знаки.
Где-то на оголенных участках виднеются все слои недавно уложенного асфальта.
Также нередко на дороге можно найти ямы, открытые люки и обрывы, в прямом смысле слова.
К слову, местные жители рассказали нам, что пешеходные знаки и «лежачие полицейские» установили совсем недавно, примерно 25 сентября. Да и эти блага, судя по их виду, делали наспех.
«По этой улице постоянно ходят люди, особенно много учеников, и родители уже не раз жаловались на ситуацию. Они даже выходили на небольшой митинг, высказывая свои претензии. Говорили, что вроде бы что-то начали делать, и кто-то из газет об этом писал. Акимат сказал, что только в 2025 году планируют продолжить строительство дороги. До этого времени она останется в том же состоянии. Здесь очень сложно передвигаться: я с двумя внучками утром в 8 часов перехожу дорогу, и машины практически не останавливаются, хотя есть пешеходная разметка. Некоторые водители останавливаются, но другие едут, как будто не видят, что идут дети. Просьба к властям: хотя бы в сентябре-октябре, пока погода сухая, поставить светофор, потому что без него невозможно безопасно передвигаться», — жалуется жительница дома по адресу Бухар Жырау 27.
Кстати, в ремонте нуждается не только дорога, но и тротуары. Их можно назвать стихийными, ведь появляются и исчезают они хаотично.
Мы и сами пару раз чуть не угодили в ямы прямо на пешеходной дорожке. На этом участке дороги нет нормального освещения, соответственно, ночью то, что должно быть тротуаром, превращается в настоящий экстремальный аттракцион.
Местная жительница рассказала нам о забавной ситуации. Она неоднократно обращалась в уполномоченные органы, чтобы сделали тропу к пешеходному переходу, и ее сделали. Правда, по словам женщины, чтобы обустроить новый участок, подрядчикам пришлось разобрать часть брусчатки в старом месте. И действительно видно, что на данном отрезке ранее лежало покрытие, и оно внезапно исчезло.
Как мы говорили ранее, конкурс на строительство выиграло ТОО «Совместное предприятие КазГерСтрой». Данная компания, как писали наши коллеги из издания Besmedia, принадлежит сыну Кайрата Сатыбалды — Нурсултану Бауыржану. Компания в свое время была активным участником госзакупок, сейчас большинство этих контрактов разрывается. А само предприятие имеет миллиардные долги.
Изначальная сумма строительства составляла 2,5 млрд тенге. Однако, так как работа не была завершена, подрядчик не успел освоить всю сумму. Как сообщили редакции «Голос народа» в управлении транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Астаны, предприятие получило 1,1 млрд тенге за выполнение работ. Хотя данная информация расходится с суммами актов выполненных работ, выставленных на сайте госзакупок. По данным подписанных документов, предприятие успело получить более 2,1 млрд тенге: 1,8 млрд за 2021 и 337 млн за 2022 год.
Как сообщили в акимате Астаны, подрядная организация не выполнила свои договорные обязательства, в связи с чем ведется процедура расторжения договора. На данный момент строительство по объекту временно приостановлено.
Возобновление работ, в том числе завершение благоустройства данного участка, планируется после определения подрядной организации на продолжение строительно-монтажных работ и выделения финансирования в 2025 году.