поиск
×
Аналитика

Всемирный банк: правительство Казахстана полагается на удачу

Вице-президент Всемирного банка перечислил факторы, которые откатывают экономику Казахстана назад.

Ботагоз Искакова
28 июня 2022 года в 13:36

Всемирный банк: правительство Казахстана полагается на удачу
kapital.kz

В ходе форума Astana Finance Days вице-президент группы Всемирного банка по вопросам справедливого роста и финансовых учреждений Индермит Гилл поделился своим мнением о том, что мешает развиваться экономике Казахстана, которая стремится войти в топ-30 развитых стран мира к 2050 году, сообщает корреспондент golos-naroda.kz.

По его словам, экономике нашей страны не должно быть сложно достичь этой цели, учитывая небольшое 19-миллионное население, 20 млн гектар пахотной земли и большие природные запасы, в том числе второе место в мире по запасам урана.

«Казахстан очень сильно зависит от ресурсов, расположен достаточно далеко от океана и очень низкая плотность населения. Из-за этого Казахстану приходится разрабатывать свою стратегию, но никто не может сделать то, что сделали Сингапур, Корея или Япония. У Казахстана очень хорошая стратегия, но в 2000-2007 годы рост снизился на 4%, с 2010 по 2014 годы падение составило 3%, между 2017 и 2019 годом и в этом году мы ожидаем, что рост на душу населения вырастет всего на 0,7%», - поделился прогнозами эксперт.

Он подчеркнул, что в Казахстане не растет занятость, этот показатель с 2008 года равен нулю.  

Вице-президент группы Всемирного банка сообщил, что две недели назад Всемирный банк подготовил отчет о темпах развития мировой экономики в 2022 году, где эксперты оценили рост экономики Казахстана в размере 2%, и перечислил три причины столь пессимистичных оценок.

Первый момент – команда Всемирного банка обнаружила, что доход на душу населения вырос только тогда, когда экспорт в Казахстане был достаточно высоким.

«Это может быть не очень хорошо, потому что исследование во многих других странах, в частности, в Африке, показывает то же самое. Это означает, что доход Казахстана определяется где-то в другом месте», - подчеркнул Индермит Гилл.

Вторая причина: не изменилась производственная структура Казахстана. Например,  ВВП накапливается за счет горнодобывающей отрасли, что произошло в 2000 и в 2019 году.

Третья причина – то, что доля городского населения оставалась в размере около 58% за последние 20 лет.  

«В 2008 году, когда я впервые приехал в Казахстан, это было чуть меньше 57%, а в 2020 году чуть меньше 58%. По сути, Казахстан – это не то место, где что-то быстро меняется. Люди как будто остаются на своих местах, делают то, что они делали раньше, а правительство как будто полагается на удачу, потому что именно удача нужна для роста цен на газ, нефть и уран или другие товары. Это не формула успеха», - подчеркнул представитель Всемирного банка.

По его мнению, все это происходит потому, что у Казахстана очень низкая плотность населения, примерно 6 человек на квадратный километр, но при этом люди не переезжают в более плотно заселенные пункты, потому что система регистрации является обратным стимулом для перемещения.

«Кроме того, советская жилищная система привела к высокому проценту владения недвижимости в Казахстане. Здесь он наиболее высокий в мире, 95%, это в два раза выше например чем в Швейцарии или Германии. И это уступает лишь проценту владения жильем в Румынии, но при этом очень небольшой рынок жилья. За 5 лет до пандемии снизилась мобильность даже простых рабочих», - сообщил Индермит Гилл.

Следующая причина – это доминирование предприятий с государственным участием.

«Это означает, что производство часто происходит в тех местах, которые не являются наилучшими для этой деятельности. Производятся те товары, которые может быть не должны были производить этими методами, которые давно стоило изменить. Еще одна проблема – это низкая экономическая свобода для физических лиц и частных фирм. Индикаторы экономической свободы потихонечку ползли вверх за последние несколько лет, и сейчас прекратилось их улучшение. По своему определению, экономическая свобода людей – это решение правительства, это выражение доверия государства к гражданам. Если государство доверяет гражданам – государство дает им свободу, а экономическая свобода – это наверное наименее противоречивая свобода. Ну и самая большая движущая сила пространственной, социальной и отраслевой мобильности – это хорошее образование, а образование – это сектор, где доминирует государство. Для страны, которая практически вошла в страны с высоким уровнем дохода, образование очень плохое», - подытожил вице-президент ВБ.

Также Казахстан осложняет открытие и закрытие фирм, и по сути это смазка, которая позволяет людям двигаться вперед и заставляет фирмы быть более производительными, инновационными.

«Конкурентный режим в Казахстане не улучшается, а может быть даже и ухудшился. Это особенно сильно проявляется в секторе транспорта и коммуникаций и в услугах. Услуги очень важны для такой большой страны с низкой плотностью населения и страны, отдаленной от крупных рынков. Это все наверное кажется безнадежным и я наверное загнал вас в депрессию и сказал, что винить нужно правительство, но при этом есть и признаки надежды, потому что правительство это слушает и пытается что-то менять, так что признаки надежды есть», - отметил эксперт.

Среди плюсов он назвал развитие электронного правительства. Также хорошая причина для надежды – это казахстанская программа развития регионов, которая имеет очень хорошие характеристики в плане повсеместного предоставления базовых услуг. Как отметил эксперт, программа признает, что большие города – это лучшие места для повышения стандартов жизни и экономической эффективности, но Казахстану предстоит еще пройти большой путь.

Индермит Гилл подчеркнул, что регионы с высокой плотностью населения лучше реагируют на шоки, чем отдаленные области с низкой плотностью населения. В то же время, три самых крупных города Казахстана составляют менее 25% ВВП страны, в то время как в большинстве развитых экономик этот показатель достигает 50% – в два раза больше.

«Одна из вещей, которые следует сделать Казахстану – это расширить возможности субрегиональных уровней управления, инвестируя в их развитие потенциала и предоставляя им больше автономии. То есть центральное правительство должно доверять не только своим гражданам, но и правительствам на субнациональном уровне. Также возможно следует прекратить субсидировать те места, где не должно более размещаться производство», - резюмировал Индермит Гилл.

Новости партнеров

Вам будет интересно