«Классы по 40 человек»: как казахстанские школы нарушают права детей?

Школу могут оштрафовать, если в классе более 25 детей

Бахытгуль Джакупова

С началом учебного года снова на повестку вернулась тема переполненных классов в школах Казахстана. Особенно остро проблема стоит в Астане, Алматы и Шымкенте. В некоторых учебных заведениях в одном кабинете может находиться 35–40 детей. Родители бьют тревогу: при таком количестве учеников качество образования значительно снижается, а также нарушаются требования СЭС и пожарной безопасности. Чтобы закрыть пробелы в знаниях, приходится обращаться к репетиторам. Особенно отчаявшиеся и платежеспособные родители отдают своих детей в частные учебные заведения. Редакция «Голоса народа» пообщалась с родителями школьников, чтобы узнать их отношение к наполняемости классов. Также мы обсудили с юристом в сфере образования, нарушает ли такая ситуация права детей.

В переполненном классе знаний не получишь

Как говорят родители, в классе с большим количеством детей учебная часть отходит на второй план, а силы учителя направлены на поддержание дисциплины.

«Мои дети учатся в третьем и шестом классе, со второй смены. В школе на данный момент две смены. Классы переполнены. Когда 33 ученика, о качественном образовании не может быть и речи, так как учитель не может физически уделить внимание каждому. Он с трудом справляется с дисциплиной в классе, остается надеяться, что материал ребенок усвоит хотя бы дома своими силами или с нашей помощью. Либо придется нанимать репетиторов. Зачастую сын говорит такие фразы, как "я не успел спросить", "я не услышал", потому что в классе очень много детей. Это несомненно влияет на процесс учебы, но для него школа — это в первую очередь общение с друзьями, поэтому о трудностях обычно не говорит», — рассказывает одна из родительниц столичной школы № 97.

Также своей историей поделилась мама учеников 69-й школы Астаны, которая находится в микрорайоне Уркер. Женщина рассказывает, что ее ребенок с первого класса учится в плотно набитом кабинете и никогда не знал «комфортных условий».

«Насколько я знаю, в этом году у нас три смены в школе. У меня два ребенка: дочь в седьмом и сын в четвертом классе. В старшем классе 21 человек, но стоит вопрос о том, что их будут объединять с другими классами. У младшего ребенка 34 ученика в классе. Естественно, качество образования не устраивает, потому что даже несмотря на то, что у нас очень хороший классный руководитель в начальной школе, она не всегда может обеспечить дисциплину и не успевает всех опросить. Дети уже привыкли учиться в таких условиях. К примеру, сын с первого класса сидел в кабинете, где более 30 детей. Он даже не знает, что есть классы, в которых по 20 человек, он никогда так не учился», — говорит она.

При этом жительница Уркера отмечает, что без репетиторов сейчас невозможно дать ребенку полноценное образование, приходится восполнять пробелы за пределами школы. Она также упоминает текучку преподавательского состава.

«Из других проблем в астанинских школах — очень большая текучка учителей. К примеру, с 25 августа, в классе дочери 3 раза поменялся классный руководитель. Сегодня у нас опять новый тьютор. Будем надеяться, что он как минимум до конца года с нами останется», — резюмирует родительница.

Проблемы со школами на левобережье никого уже не удивляют. Многоэтажки в Есильском и Нуринском районах строятся быстрее, чем школы и детские сады. Однако, судя по ответам, напряженная ситуация наблюдается и на правом берегу. Как говорит одна из наших собеседниц, ее дети учатся в 6-й школе города Астаны, в первом и третьем классе.

«В первом классе тридцать четыре человека. Качество образования, в принципе, меня устраивает. Единственный минус — давка, когда дети заходят в школу. Младшие и старшие классы все вместе, очень большое скопление людей, и прям давка. Качество образования тоже зависит во многом от самой школы, у нас хорошая», — сообщает женщина.

Стоит отметить, что в Астане на конец учебного года 2023-2024 было 8 трёхсменных и 16 переполненных школ. Рост дефицита мест можно объяснить многими факторами: естественным приростом, миграцией в столицу и т.д. Однако родители считают, что всё это происходит из-за того, что дома строятся быстрее, чем школы.

Акимат обещает бороться с проблемой и включает в генплан всё больше школ и садов. Однако наличие образовательного учреждения в планах не гарантирует его строительства. К примеру, мы не раз были свидетелями, когда вместо школы пытались построить многоквартирный жилой дом.

Школы нарушают правила, другого выбора нет

Стоит отметить, что количество учеников в классах было официально закреплено министерством образования и науки (ведомство разделили на министерство просвещения и министерство науки и высшего образования) в типовых правилах деятельности по видам общеобразовательных организаций. Число детей не должно было превышать 25. Однако в 2021 году этот пункт из документа убрали.

Тем не менее, требования по наполняемости классов регулируются не только приказами профильного министерства, но и санитарно-эпидемиологическими требованиями к объектам образования.

Отмечается, что в старших классах общеобразовательных школ, специализированных организациях образования, гимназиях и лицеях допускается снижение наполняемости классов до 20 учащихся.

Получается, правила есть, но они не соблюдаются. Профессор КУАМ, юрист в области образовательного права Сайкен Айсин считает, что превышение лимита учеников в классах — это нарушение прав детей.

«Если ученики вынуждены учиться в классах, где превышен лимит наполняемости, то это, безусловно, влечет за собой нарушение прав детей:

- они не получают качественного образования из-за того, что учителя в школах, при всем своем желании, физически не успевают уложиться в академический час (45 минут) и равномерно распределить свое профессиональное внимание, например, на 40 учеников;

- фактически лишаются права на бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях, гарантированное статьей 30 Конституции. Вследствие того, что переполненные школы не дают качественного образования, родители вынуждены переводить своих детей в платные частные школы, оплачивать работу репетиторов или образовательные центры по подготовке к выпускным экзаменам и т. д.;

- высокий риск получения травм из-за недостатка мест в коридорах и аудиториях;

- недостаток свежего воздуха в учебных помещениях влияет на качество усвоения учебного материала;

- большие очереди в школьной столовой не дают возможности во время перемены организовать полноценный прием пищи;

- безопасность детей при экстренной эвакуации во время чрезвычайных ситуаций (пожар, землетрясение, террористический акт);

- высокая доля жертв буллинга во время учебного процесса;

- проблематично воспользоваться туалетом и т. д.», — говорит юрист.

При этом администрации школ может грозить штраф за данное нарушение.

«В случае нарушения нормативных требований лимита численности учеников в классах родители, конечно же, могут обратиться с жалобой в департамент или управление санитарно-эпидемиологического контроля. Специалисты санитарно-эпидемиологического контроля после проверки могут привлечь должностных лиц учебного заведения к административной ответственности по статье 425 КоАП (Нарушение требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также гигиенических нормативов) и наложить штраф в размере 230 МРП (849 160 тенге)», — цитирует нормы закона Айсин.

Юрист отмечает, что штрафные санкции одномоментно проблему не решат. А руководство школ также стоит в «тупике», так как они не вправе: сократить численность уже принятых учеников и нарушать трудовое законодательство в части продолжительности рабочего времени учителей, заставляя их работать больше положенного времени.

С таким мнением согласен экс-министр образования и науки Асхат Аймагамбетов.

«Несправедливо штрафовать директоров школ за то, что школа работает в три смены или за нехватку требуемой материально-технической базы. Ведь если школа работает в три смены, это не вина директора, а недочёты местных исполнительных органов. Часто это связано с застройкой «человейников». Нехватка, например, лаборатории по химии является проблемой недостаточного финансирования из бюджета, а не виной руководителя учреждения», — пишет он в своем Telegram.

Юрист рекомендует родителям поднимать вопрос количества детей в классах еще до начала учебного года, чтобы администрация школы заблаговременно приняла меры при формировании классов.

Мы отправили запрос в управление образование Астаны, чтобы узнать почему сложилась ситуация с превышением наполняемости классов и когда она решится. Ждем ответа.