Потенциальные строители атомной станции в Казахстане рассказали о своих преимуществах
Референдум о том, будет в Казахстане развиваться атомная энергетика или нет, еще не прошел, однако страны, выбранные в качестве потенциальных строителей значимого объекта, сейчас оказывают Казахстану пристальное внимание. В рамках организованной в столице Международной выставки ядерных технологий КаzAtomExpo, представители мировых атомных гигантов получили шанс заявить о себе и своей программе публично на казахстанскую аудиторию. «Голос народа» внимательно выслушал всех и рассказывает о том, какие бонусы, помимо ядерного реактора, обещают стране потенциальные строители.
Ни организаторы выставки в кулуарах, ни министр энергетики РК Алмасадам Саткалиев со сцены пленарного заседания выставки не объяснили чем обусловлен порядок выступления вендоров в рамках выставки. Вполне возможно, это был банальный рандомайзер, но, наверное, корректнее всего оставить выступления вендоров в том де порядке, как они прозвучали со сцены.
Но первым о своих преимуществах своей материнской компании вышел рассказать генеральный директор компании «Русатом - международная сеть» Вадим Титов.
Российские технологии атома и не толькоОн напомнил, что «Росатом» уже запустил 17 блоков атомных станций за рубежом, в процессе строительства – еще 22 блока в семи странах.
Кроме того, «Росатом» может строить реакторы разной мощности и разных типов, в том числе – морские плавучие.
Но сфокусировался в своем выступлении Вадим Титов на других компонентах развития атомной энергетики.
«Очень важным подходить комплексно к развитию атомной энергетики. Это научный потенциал, кадровая оснащенность, финансовые решения, работа с общественностью и заинтересованными сторонами, разработка оптимального топливного цикла, подходы в работе с отработавшим ядерным топливом. Все эти компоненты критически важны. Важнейший нюанс – подготовка персонала» - отметил спикер.
У Казахстана с Россией в этом смысле давний «коннект».
Китайский скоростной режим«У нас разработаны специальные программы для наших партнеров. Мы обучаем сотрудников наших партнеров бесплатно в ведущих вузах РФ, есть также программы сотрудничества в рамках строительства. Во многих наших проектах активное участие принимают граждане Казахстана и, хочу отметить, они являются высококлассными специалистами», - отметил Вадим Титов.
Вице-президент Китайской национальной ядерной корпорации (CNNC) Чао Ган тоже вскользь упомянул о том, что у Китая и Казахстана давние партнерские программы по обмену опытом в атомной энергетике.
Но сфокусировался он на ином аспекте.
«На данный момент в Китае насчитывается уже 56 блоков, которые осуществляют коммерческую деятельность. Еще 47 строятся или одобрены к строительству. В одном из наших проектов два блока должны быть построены за 69 месяцев. Но я считаю, что мы сможем построить эти блоки за 62 месяца, то есть с опережением», - отметил он.
Вопрос скорости строительства АЭС всегда один из самых основных: в среднем стройка станции может растянуться более, чем на 10 лет, а дефицит энергии Казахстан испытывает уже сейчас.
Корейская осознанностьГенеральный директор южнокорейской компании KHNP Чейсоп Ким сфокусировался в своем выступлении на том, ради чего Казахстану и другим странам мира надо развивать атомную энергетику.
«Ядерная энергетика на данный момент является вопросом осознанного выбора. Необходимо в три раза увеличить использование атома в производстве энергии, чтобы снизить вред, наносимый экологии», - напомнил он.
Южная Корея – относительный новичок в международном строительстве АЭС, на данный момент у них всего 4 международных проекта, большинство из которых пока еще на стадии реализации. В то же время всего KHNP запустила за годы своего существования 26 реакторов.
Протекция французского правительстваСтарший коммерческий менеджер по развитию в странах Азии французской компании в области транспортировки, распределения и хранения электроэнергии EDF Лоран Фабр в своем выступлении, конечно же, сказал о том, что Франция – является одной из самых опытных мировых держав в отрасли атомной энергетики.
Львиная часть энергии в самой Франции вырабатывается за счет АЭС, есть у страны и один из первых в мире успешных опытом строительства атомного реактора за рубежом. И сейчас основной аспект, который пропагандируют французы – безопасность.
«Из 436 реакторов, расположенных по всему миру, более 100 были построены французскими компаниями. У нас, за всю нашу историю, был и неудачный опыт, из которого мы извлекали уроки», - признался Лоран Фабр.
Кроме того, как подчеркнул представитель EDF, при сотрудничестве с ними, Казахстан получает еще и мощную поддержку французского правительства в вопросах развития атомной энергетики.
Казахстанский ответКонечно же, пока в Казахстане не пройдет референдум, ни у одного из вендоров нет преимуществ, однако, если народ Казахстана все же проголосует за развитие атомной энергетики, озвучиваемые плюсы будут тщательно оцениваться.
Как подчеркнул в кулуарах выставки министр энергетики Алмасадам Саткалиев, одна из целей Казахстана в реализации любого проекта по развитию атомной энергетики – максимальная локализация. И уже сейчас наша страна настаивает на том, что кто бы ни строил АЭС в Казахстане, топливо для нее должно быть именно казахстанской.
На данный момент Казахстан сотрудничает в производстве тепловыделяющих сборок с китайской и французской корпорациями, на реакторах производства Кореи и России используются иные технологии.
«Мы получили опыт, мы наработали штат, мы знаем технологию производства тепловыделяющих сборок. Условно говоря, если мы, в ходе переговоров с Росатомом или KHNP о передаче нам их технологий, то почему нет? Кстати, KHNP уже заявило о готовности сотрудничать в данном направлении. По сути, это тот же самый цех. Меняется лишь конфигурация сборки ТВС. То есть, мы умеем их делать, и сделать другую конфигурацию для Казахстана не представляет труда», - отметил Саткалиев.