Многострадальный проект пережил многое
Строительство астанинского легкорельсового транспорта запомнится казахстанцам множеством факторов: ЧП, коррупционные скандалы и, конечно же, вечный перенос даты запуска. Жителям и гостям столицы много раз обещали, что совсем скоро они смогут прокатиться на надземном метро, но как только мы приближаемся к сроку завершения, он почему-то меняется. Редакция «Голоса народа» вспоминала, сколько раз запуск ЛРТ откладывался на «попозже».
Согласно данным открытых источников, негласным стартом ЛРТ считается июль 2011 года. В День столицы бывший президент Казахстана Нурсултан Назарбаев торжественно заложил капсулу в честь начала строительства проекта. Первую очередь по маршруту «Абу-Даби Плаза – аэропорт» планировали закончить за 2,5 года. А весь маршрут от воздушной гавани до ЖД вокзала хотели завершить в 2017 году, в преддверии «ЭКСПО-2017».
Однако уже в 2013 году из-за дороговизны проекта Назарбаев поручил отказаться от строительства ЛРТ. Вместо надземного метро предлагалось запустить скоростные автобусные сообщения (БРТ).
Новый виток эта история получила в 2015 году, когда акимат Астаны, возглавляемый Адильбеком Джаксыбековым, подписал рамочное соглашение по реализации проекта «Новая транспортная система города Астаны. LRT. 1-я очередь» с «China Railway International Group Limited» и «Beijing State-Owned Assets Management Co., Ltd».
В 2017 году уже стало понятно, что сдать проект к «ЭКСПО» не получится. К этому сроку в городе появились лишь бетонные опоры. Тогда назвали новую дату завершения проекта – лето 2020 года.
В июле 2019 года президент страны Касым-Жомарт Токаев раскритиковал проект и заявил, что он не верит в окупаемость ЛРТ. Он считал, что проект ляжет «бременем» на правительство, но останавливать строительство с учетом понесённых затрат нельзя. В октябре того же года глава государства поручил антикоррупционной службе провести проверки.
Осенью 2020 года началось «дело ЛРТ». Суд по делу о хищениях при строительстве завершился в 2021 году. Семь человек, включая экс-замакима Астаны и бывшего главу ТОО «Astana LRT» (им приговор вынесен заочно, поскольку они за пределами Казахстана и уклоняются от явки в суд), получили от 7 до 10 лет тюрьмы. В 2023 году апелляционный суд пересмотрел приговор: всем фигурантам назначили по 7 лет лишения свободы и запрет на работу в госслужбе, а также взыскали 5,8 миллиарда тенге.
Также в 2019 году произошла оптимизация проекта, одним из основных пунктов которой было сокращение количества станций с 18 до 11. Алтай Кульгинов, занимавший пост акима столицы, сообщал, что такой шаг позволит сэкономить 110 млн долларов.
В июле 2019 года заместитель премьер-министра Женис Касымбек обещал, что проект достроят до конца 2020 года. Но срок сдачи снова перенесли.
В апреле 2021 года был проработан актуализированный календарный график реализации проекта, предусматривающий завершение строительно-монтажных работ в конце 2022 года. Для реализации проекта было необходимо привлечь $1,08 млрд заемных средств. После завершения тестовых испытаний на июль 2023 года планировалось начало опытной эксплуатации линии.
В январе 2022 года президент снова раскритиковал строительство ЛРТ, отметив, что это проект с сильным запахом коррупции.
Окончание строительства вновь было отложено, на этот раз на 2023-2024 годы, в связи с постоянными финансовыми трудностями и пересмотром планов проекта.
Но и это не последняя цифра, «обещанная властями». По последним данным в текущем году планируется завершение эстакады. Далее будут работы по верхнему строению пути (укладка рельсов, стрелочных переводов), внутренняя отделка станций, фасад.
Впрочем, и сейчас в проекте много неясного. К примеру – сколько же станций в итоге будет сдано и когда?
«Проект является полностью автоматизированным с беспилотным управлением составами. В этой связи после завершения всех работ предусмотрены дополнительные мероприятия по настройке и калибровке всех систем управления с тестовой эксплуатацией. Частично запустить ЛРТ не получится, пока все работы завершены не будут. То есть сразу все 18 станций будут завершены в 2025 году. С конца 2025 года порядка 6-9 месяцев тестовая эксплуатация с настройкой систем», - сообщили в пресс-службе CTS.
У главы этой же компании несколько иные цифры. Он обещает, что при своевременном финансировании полное завершение строительства запланировано на конец 2026 года.
«Для ускорения запуска LRT проект разделен на два пусковых комплекса. Первый запустят в эксплуатацию к 2025 году. В первом пусковом комплексе, стоимостью 1 млрд 152 млн долларов, предусмотрено полное завершение восьми станций. Стоимость второго пускового комплекса составляет 735 млн долларов – введут в эксплуатацию 10 станций, а также дополнительно построят 14 станций. Сроки завершения – до конца 2026 года при правильном финансировании», - сказал на заседании маслихата Гани Тажиев.
Общая протяженность маршрута составит 22,4 км, для обслуживания линии предусмотрено 19 единиц подвижного состава с наличием депо по их ремонту и содержанию.
Многострадальный проект пережил многое. Станет ли 2026 год «последней станцией» его строительства еще не ясно.