Кто спасет подростков Туркестанской области от роковой ошибки?

Психолог дала советы родителям

Эльдар Аланов

Несколько лет назад Туркестанская область была названа лидером Казахстана по числу успешных попыток суицида. Скажем откровенно – не самая почетная и явно одна из самых грустных номинаций. Еще печальнее то, что статистику «делают» в основном экономически активные граждане, которые могли бы жить долго и счастливо, рожать детей и строить успешную карьеру. Что делает регион, чтобы снизить число самоубийств, узнал «Голос народа».

Согласно официальной статистике управления здравоохранения Туркестанской области, в последние годы пик завершенных самоубийств пришелся на 2021 год. В том году свели счеты с жизнью 381 житель области. 80% из них – дети и экономически активные граждане.

Также в 2021 году было зафиксировано 265 попыток суицида.

Это, к слову, меньше, чем годом ранее. В 2020 году в Туркестанской области было совершено 306 попыток самоубийства и 265 самоубийств.

В 2022 году по области было совершено 326 самоубийств и 292 попытки свести счеты с жизнью.

Улучшаться ситуация начала лишь в 2023 году. За год зафиксировано почти трехкратное снижение кровавой статистики: 136 самоубийств и 113 попыток.

За первые полгода 2024 года в Туркестанской области было совершено 38 самоубийств и 55 неудачных попыток свести счеты с жизнью.

Как признается, и.о. руководителя управления здравоохранения Туркестанской области Бауыржан Сатыбалды, в регионе была проделана очень большая работа для того, чтобы снизить печальную статистику.

«В управлении здравоохранения Туркестанской области  работают 144 клинических психологов  и 150 социальных работников. Создан меморандум «О профилактике домашнего насилия и насилия в отношении несовершеннолетних, ранней беременности, самоубийств (суицид), реализации взаимных межведомственных действий с местными представителями и органами исполнительной власти». Меморандум одобрен районным административным отделом, согласован медицина, образование, ДВД, молодежным ресурсным центром, внутренней политики, «Материнским домом» и центром занятости. В рамках этого меморандума ведется анализ ситуации в работе по защите прав несовершеннолетних; реализуются меры личной профилактики домашнего насилия, в том числе ведется работа по воздействию на правосознание и поведение лица, совершившего домашнее насилие, предотвращения от него новых преступлений и обеспечения безопасности потерпевшего», - перечислил он.

Кроме того, существенно помог в наведении порядка в области приказ министра образования и науки о том, что учителя должны сообщать о своих подозрениях по поводу возможных фактов бытового насилия в отношении несовершеннолетних.

Напомним, после Национального курултая, прошедшего в Туркестане, была разработана Единая программа воспитания. Она нацелена на привитие подрастающему поколению человеческих и национальных ценностей, развитие творческого потенциала детей, формирование у них навыков самостоятельности и креативного мышления. Уполномоченному поручено обеспечить скоординированную работу педагогов и родителей по реализации программы.

Контроль за исполнением данной программы – за уполномоченным по правам ребенка Динарой Закиевой.

В июне 2024 года Динара Закиева встречалась с президентом РК Касым-Жомартом Токаевым и рассказала ему, что ведется активная работа по практической реализации данных законодательных норм. В частности, функционирует Единый контакт-центр «111», в школах внедряется программа по борьбе с буллингом KiVa, а с сентября 2024 года будут введены уроки безопасности.

В завершение встречи глава государства отметил необходимость принять комплексные меры по предотвращению суицидальных настроений среди детей и подростков. Наряду с этим президент поручил держать на особом контроле вопрос профилактики детского травматизма и несчастных случаев.

Вместе с тем, главный внештатный специалист-психолог управления по социальной службе акимата Туркестанской области Молдир Баймуханбетова отмечает: чаще всего депрессии, попытки суицида и прочие психологические проблемы возникают у людей из-за семейно-бытовых проблем. Поэтому профилактику надо начинать именно с семьи.

Она подчеркивает: когда речь идет о суициде, особенно детском, то в любом случае есть намеки на то, что подросток собирается сделать страшное.

«Повод насторожиться – резкая смена модели поведения. Если ребенок всегда был активным, лидером, а тут вдруг стал замкнутым, пассивным, родители должны к нему пристальнее присмотреться, больше внимания ему уделить. Еще один важный симптом – это боль. Ребенок жалуется на головную боль, на боль в глазах, на нервный тик, болит живот и так далее. Во многом это подсознательная реакция организма – человеку нужны внимание, забота, ласка… Но попросить этого напрямую он не может,  поэтому показывает эту потребность вот таким образом», - отмечает она.

Кроме того, родители подростков должны интересоваться жизнью ребенка, чтобы уберечь его от необдуманных поступков.

«Зачастую подростки сообщают о том, что хотят совершить суицид у себя в соцсетях, в статусах или еще как-то. Но взрослые, к сожалению, видят эти сигналы не всегда. Нашим подросткам не хватает родительского внимания. Современная жизнь требует от взрослых много усилий для заработка денег для существования. И у некоторых на общение с детьми просто не хватает ни времени, ни сил. А детям ведь в первую очередь от родителей нужно внимание…», - напоминает она.

Также психолог поделилась мнением о том, какие категории граждан находятся в группе риска.

«Мужчины свои эмоции чаще всего скрывают и стараются их переварить внутри. А вот женщины часто приходят к психологам. Но, в то же время, очень часто женщины прибывают в таком эмоциональном состоянии, когда им кажется, что ничего хорошего с ней произойти уже просто не может. И на этом фоне они могут совершить суицид. Еще одна группа высокого риска – это подростки. Они часто думают, что их проблемы слишком глобальны, чтобы их можно было решить, поэтому даже не пытаются кому-то раскрыть свои мысли», - говорит Молдир Баймуханбетова.

В то же время существует общестрановая статистика, согласно которой именно мужчины среднего возраста чаще решаются на суицид.

«Одной из ключевых причин, как выявлено исследованиями, является невозможность эффективного выражения негативных эмоций и своих проблем. Это воздействие стереотипов с детства. Воспитание мальчиков формируется на фразах «мужчины/мальчики: сильные, храбрые», «они не показывают грусть и слабость», «мальчики не плачут», тем самым ограничивая их эмоциональное самовыражение с ранних лет. А подавление негативных эмоций представляет собой потенциальный риск для психического здоровья», ‒ объясняет причину этой проблемы психолог Айкуним Туреман.

По ее словам, мальчиков направляют в такие секции, как бокс, борьба, карате, подпитывая стереотип о том, что мужчины должны быть сильными.

«Наблюдается явное давление со стороны старших, которые, в соответствии со стереотипами, запрещают мальчикам участвовать в «женских» секциях и занятиях, таких как танцы, гимнастика, фигурное катание, моделирование, игра в куклы и интерес к девчачьим мультфильмам/сериалам. Это укрепляет жесткие стереотипы о мужественности. Ограничения в выборе занятий создают давление, под которым мальчики чувствуют себя обязанными соответствовать этим стереотипам. Это может привести к депрессивному состоянию. Ограничивая мальчиков в их желаниях и интересах, общество рискует утратить потенциальные таланты и разнообразие взглядов», ‒ пояснила Айкуним Туреман.

Более того, в контексте традиционной ориентации, мальчики могут столкнуться с трудностью в выражении своей личности и предпочтений, что в некоторых случаях может привести к скрытым проблемам психического здоровья. Сознание того, что их окружающие, включая родителей, не поймут их, может стать фактором риска для возникновения суицидальных мыслей.

«В современном обществе Казахстана существует явное ожидание от мужчин финансовой поддержки, превышающей те, которые обычно возлагаются на женщин. Ответственность за финансирование свадьбы, жилья, питания и других обязательств чаще всего ложится на плечи мужчин. Некоторые из них, сталкиваясь с трудностями в справлении с финансовыми обязательствами, могут прибегнуть к взятию кредитов, которые впоследствии оказываются неспособными оплатить. Это финансовое бремя может стать одним из факторов, предрасполагающих к суицидальному поведению», ‒ отмечает психолог.

Факторами решения проблем могут быть изменение культурных стереотипов, поддержка в сфере психического здоровья, финансовая грамотность и помощь, общественное принятие разнообразия, сетевая поддержка.

Как отмечает психолог Молдир Баймуханбетова, в Туркестанской области основная причина суицидов – социальная неустроенность.

«В обществе растет неравенство: у кого-то смартфон последней модели, а у кого-то – кнопочный телефон в лучшем случае. И наша статистика, когда речь идет о подростковых самоубийствах, показывает, что кончают с жизнью чаще всего представители не самых обеспеченных слоев населения», - отмечает она.

Напоследок мы спросили у Молдир Баймуханбетовой о том, правда ли, что самое опасное время для психологов – весна и осень. Как оказалось, печальная статистика работает и для солнечного южного региона Казахстана. Кроме того, есть еще одна дифференциация:

«Самое сложное время для всех, кто находится в сложной психологической ситуации, это весна и осень. И я, по своему опыту, заметила еще такой момент: весной попытки суицида чаще совершают парни. И, к сожалению, часто успешные. А осенью у нас чаще попытки суицида идут от девушек. Но девушки, к счастью, часто выживают после этих попыток. И здесь мне бы хотелось отметить наших родителей, которые стремятся эти попытки суицида скрыть, уверяют, что ребенок случайно, к примеру, уксус вместо воды выпила. Возможно, они хотят оградить свое дитя от лишних разговоров, но все же попытка суицида – это серьезный сигнал о том, что человеку нужна помощь. Игнорировать ее нельзя», - обратилась напоследок к родителям туркестанских подростков Молдир Баймуханбетова.

Реклама
Реклама
Новости партнеров