Мы сожжем вашу базу: как строится туристический бизнес на Алаколе

Кто должен отвечать за развитие сервиса на перспективном курорте?

Анна Величко

Алаколь уже сейчас называют одним из самых перспективных туристических направлений Казахстана. Однако сейчас берег лечебного озера хаотично застраивается домами отдыха, завален мусором, и испытывает трудности с электроснабжением. Но есть еще одна, которая не видна отдыхающим, но существенно вредит развитию туристического потенциала региона. Подробностями с «Голосом народа» поделилась владелица одной из местных баз отдыха.

Ни одно лето на Алаколе за последние годы не обходится без крупного пожара. Вот и сезон 2024 года не стал исключением: на днях пожарные потушили огонь на одной из баз отдыха со стороны области Жетысу.

Официальных версий пожара еще не озвучено, однако за месяц до этого корреспондент «Голоса народа» ездила отдыхать на берег озера Алаколь со стороны области Абай. И там предприниматели тоже боятся огня.

Климат на побережье Алаколя в летнее время очень жаркий и сухой. Кроме того, электрические сети не были рассчитаны на такое большое количество абонентов, которое есть сейчас – риск короткого замыкания очень высок.

Но это не единственная причина пожаров.

Базы отдыха на восточном побережье Алаколя сконцентрированы на относительно небольшом участке земли, рядом с ними есть узкая прибрежная полоса центрального пляжа. К обеду она под завязку заполнена отдыхающими. Поэтому многие туристы предпочитают заплатить 1000 тенге за такси и уехать на более свободный пляж. На такси приходится добираться также до пляжа с лечебной глиной, от некоторых баз отдыха – до центрального променада и так далее.

В последние годы некоторые крупные базы отдыха стали приобретать собственные автобусы и микроавтобусы, чтобы возить своих постояльцев на ключевые локации. И это, естественно, нравится не всем.

 «У нас есть микроавтобус для развозки наших гостей. Но когда муж привозит группу людей, к нему подходят местные таксисты и говорят: «Если будешь сюда ездить, мы сожжем твою базу. Вот и на днях он повез наших гостей в санаторий «Барлык – Арасан» на горячие источники, к нему снова подошли. Но это же не нормально! Вчера нам запретили на станцию Жаланашколь (станция, на которую приезжают все отдыхающие на восточном побережье Алаколя. От нее до баз отдыха 70 км – прим. Авт) за людьми приезжать, сегодня – в санаторий «Барлык-Арасан», а завтра что? Скажут, что на глиняный пляж нельзя? Мы честно работаем, хотим улучшить сервис для своих же клиентов, а таксисты этого не понимают. На Алаколе 250 баз отдыха, а таксисты всем угрожают, и мелким, и крупным», - рассказала владелица одной из баз отдыха на восточном побережье Алаколя.

Кроме того, как призналась предпринимательница, частая беда местного бизнеса – зимние грабежи. Специфика местного турбизнеса такова, что все базы работают только в летние месяцы, на зимние здания консервируются, весь персонал уезжает в город либо окрестные поселки, а за имуществом следят нанятые охранники.

«Новеньких здесь зимой почти всех грабят. На первый год в кредит мы закупили телевизоры, мебель, бассейн. Все за зиму у нас вынесли! Вплоть до штор вынесли у нас с базы. А это были кредитные средства. Мы же небогатые люди, просто хотим развивать свой бизнес здесь. На второй год – то же самое. Охранник, конечно, был. Но, как мы потом поняли, он просто не пользовался авторитетом у местных, поэтому с нашей базой вот так поступили. Спустя три года к нам сам мужчина пришел, попросился охранником на зиму. И с тех пор больше воровства в таких масштабах не было», - продолжила честный рассказ о том, как строится туристический бизнес на побережье Алаколя Мархаббат.

Как призналась женщина, государство выдавало на развитие турбизнеса в тогда еще Восточно-Казахстанской области льготные кредиты, однако получить их было непросто.

«Я получила льготный кредит от фонда «Даму». Но без поддержки региональной палаты «Атамекен» его бы не дали. Мне несколько лет отказывали в льготном кредите. При этом у меня был бизнес-план, в залог я ставила магазин в Алматы, квартиру мамы в Алматы, землю на берегу Алаколя. Но каждый раз выходил отказ, пока не вмешались сотрудники «Атамекена». Благодаря их поддержке, мне дали кредит. Правда, всего 27 млн тенге.  Мы просили хотя бы 60, но одобрили вот так… Хотели посмотреть на нас, видимо. Ну, ладно – взяли эти деньги, но тут происходит девальвация, стройматериалы резко дорожают, нам кредитных денег хватило на то, чтобы купить стройматериалы, и то не все. Но мы же, когда брали кредит, обещали построить, нам отчитаться надо. Поэтому мы продали квартиру, машину, магазин. Все эти деньги потратили на то, чтобы построить эту базу отдыха. С божьей помощью, получилось», - вспоминает она.

Также предпринимательница обращает внимание на хаотичную застройку берега озера: базы отдыха буквально прилеплены одна к другой, чтобы дойти до берега, нередко приходится обходить частные владения. При этом на побережье есть проблемы с канализацией, электричеством и вывозом мусора. Однако дома отдыха продолжают строиться.

«Мы купили землю за 500 метров от берега озера, потому что думали, что есть же стандарт, как в той же Турции: 500 метров – водоохранная зона, побоялись, что если ближе землю возьмем, проблемы могут возникнуть потом с СЭС. Ну и, в принципе, не жалею. Потому что сейчас-то разрешают везде строить, но мало ли что будет потом? Дорогу к своей базе мы делали сами, акимат я 6 лет просила сделать хотя бы дорогу к пляжу, но они, каким-то образом, землю, которая была обозначена как дорога, отдали одной из баз отдыха. Теперь людям приходится в обход до озера добираться», - сетует женщина.

К слову, до 2024 года побережье Алаколя со стороны Восточного Казахстана входило в Урджарский район Абайской области. В феврале 2024 года Урджарский район был поделен надвое, берег Алаколя вошел в район Маканшы.

И сейчас чиновники новой административной единицы как бы начинают разработку побережья «с нуля».

«Конечно, много чего надо сделать. Очень часто поднимается вопрос водоснабжения и канализации. Их, конечно, надо делать. Но сейчас такой возможности нет. Потому что дома отдыха построены хаотично, и, чтобы проложить трубы, надо будет заходить на частную территорию. Причем строительство ведь надо вести в летний период, а никто не хочет, чтобы на его территорию в самый туристический сезон заходили строители и рыли траншеи под трубы», - комментирует проблемы побережья заместитель района Маканшы Абайской области Алия Сарбаева.

Она отметила, что в данный момент идет корректировка генерального плана побережье озера и поэтому вопрос выдачи земельных участков временно приостановлена.

Что же касается прошлого – ответы надо искать в Урджарском районе Абайской области. Но и чиновники этой административной единицы мало что могут прокомментировать – отдали побережье – и все.

Часть глобальных проектов, к примеру, электроснабжение баз отдыха возле поселка Кабанбай, находятся на контроле области.

«Одна из наших основных проблем – дефицит электроэнергии. Сейчас разработана ПСД на строительство высоковольтной линии 110 Квт. Проект находится в управлении энергетики и ЖКХ по области Абай, так как проект технически сложный, на него нужна государственная экспертиза. Когда область получит эту экспертизу, этот проект будет заявляться на финансирование. Нужно также строительство полигона твердых бытовых отходов. Этот проект вошел в перечень приоритетных проектов области Абай. Если мы сможем разработать проектно-сметную документацию, то на следующий год можно будет делать бюджетную заявку на строительство полигона», - делится планами на будущее Алия Сарбаева.

Что же касается противостояния таксистов и владельцев баз отдыха, замакима района Маканшы уверяет, что ни разу не слышала о такого рода конфликтах.

«Некоторые базы отдыха, стремясь расширить спектр оказываемых услуг, осуществляют трансфер отдыхающих со станции Жаланашколь до базы отдыха. Кроме того, в начале 2024 года отдел ЖКЖ Урджарского района провели тендер на услуги по доставке пассажиров с Жаланашколя до Алаколя. Выиграл ИП «Темиргалиев Е.Б.». У него несколько автобусов и, по заявкам, он занимается доставкой пассажиров от станции до Алаколя», - сообщила нам Алия Сарбаева.

Однако, данного тендера на портале госзакупок нам найти не удалось.

Сервис проверки контрагентов показывает, что ИП «Темиргалиев Е.Б.» занимается предоставлением жилья на выходные дни и прочие периоды краткосрочного проживания, а также оказанием прочих услуг по  обеспечению питанием, не включенным в другие группировки. Кроме того, ИП «Темиргалиев Е.Б.» не является участником госзакупок.

Напомним, ранее мы рассказывали о том, в какую сумму обойдется отдых на Алаколе и к какому сервису надо быть готовыми туристам.

Реклама
Реклама
Новости партнеров