Среди казахстанцев самые популярные авто - произведенные внутри страны и в Китае
Отношение казахстанцев к китайскому автопрому можно назвать неоднозначным. С одной стороны «навороченные» современные автомобили вызывают восторг, с другой – недоверие и опасения. По этой причине китайский автомобиль, покидая стены салона, значительно падает в цене. В подробностях разбиралась корреспондент «Голос народа».
По сравнению с европейскими, корейскими и японскими автомобилями, китайские авто «выигрывают» в цене, однако по-прежнему остаются значительно дороже, чем в стране-производителе. Это делает их привлекательными для многих казахстанцев, особенно тех, кто имеет высокие требования, но ограниченный бюджет.
Китайский кроссовер LI L7 Pro на некоторых сайтах самой Поднебесной предлагают за порядка 48 тысяч юаней при оптовой покупке, это чуть более 3 млн тенге.
При этом казахстанцам тот же автомобиль предлагают купить за 40 тысяч долларов, около 20 млн тенге, без учета растаможки. Таким образом, разница в цене оказалась 6-кратной.
Флагманский китайский седан, прозванный в некоторых кругах «убийцей Camry», в Китае стоит от 108 900 – 132 900 юаней, это около 7,5 млн тенге. Тем временем казахстанский дилерский центр реализует автомобиль от 11 млн тенге.
В качестве эксперимента мы обратились к продавцу китайского автомобиля Haval Dargo 2023 года, который водитель выставил на продажу за 13 млн тенге. Пробег машины – 25 тысяч км.
Автолюбитель признается, что выставил на продажу автомобиль на 6 млн дешевле, чем покупал. Тем временем на сегодня цены на Haval Dargo 2023 года даже из салона, с 0-м пробегом значительно упали. В комфорт комплектации авто можно приобрести за 12,5 млн тенге, в премиальной – за 14,5 млн. В самой Поднебесной автомобиль стоит от 123 900 до 149 900 юаней, около 8,5 млн тенге, что также значительно дешевле, чем в Казахстане.
С учетом того, что стоимость автомобилей в стране-производителе значительно дешевле, чем в Казахстане, то уже бывшие в эксплуатации авто, покидая стены салона, падают в цене гораздо больше, чем машины из других стран. Из-за данной тенденции казахстанцы по-прежнему с осторожностью относятся к приобретению транспорта из Поднебесной.
Почему в Казахстане, все-таки, дороже, чем в Китае? Причиной тому служат пошлины, акцизы, налоги, растаможка, логистические затраты. К тому же, нужно не забывать, что казахстанские дилеры и маркетологи тоже должны заработать.
Автоэксперт Алексей Алексеев объясняет, что и в других странах-производителях местный автопром стоит дешевле, чем в Казахстане.
«Например, японская или немецкая машина на родине будет стоить дешевле намного, чем в Казахстане. Потому что нужно автомобиль привезти сюда, организовать дилерскую сеть, сервис, гарантию, и так далее. Покупатель оплачивает в том числе и вот это, покупая автомобиль. В том числе и будущее обеспечение запчастями, чтобы у нас потом не болела голова, где и что брать. Сейчас этим и страдают «серые» китайские бренды, которые официально не представлены в Казахстане. Хотя все это тоже решаемо, запчасти можно заказать, но это дольше. Поэтому люди сами выбирают – идти к «серым» дилерам или идти в официальный дилерский центр, где подороже», — объясняет Алексей Алексеев.
Эксперт отметил, что в 2025-2026 году введут в эксплуатацию два дилерских центра, где будут представлены 5 китайских брендов. По этой причине цены на китайские марки авто, произведенные в Казахстане, могут значительно снизиться.
«Только таким путем можно удешевить автомобиль. Либо организовать его сборку внутри страны, либо мириться с ценами. Мы не производим собственные автомобили, поэтому мы не можем говорить, чтобы цены были у нас такими же, как в стране-производителе. Насколько цены оправданы, определяет рынок. Если спроса нет, то дилеры вынуждены снижать цены или отказывать от неликвидного товара», — поделился собеседник.
По словам автоэксперта, среди десятки самых продаваемых в стране марок авто 6 позиций занимают китайские.
«В первой пятерке китаец, на 4 месте по продажам, но это тоже большой показатель. Первые три автомобиля – производятся в Казахстане. Сейчас 70% машин, которые продаются, произведены в Казахстане, это тоже интересная цифра. Когда китайские заводы у нас откроются, то эта цифра будет еще больше», — считает Алексей Алексеев.
Вместе с тем тенденцию автомобилей значительно терять в цене, покидая стены дилерского центра, Алексей Алексеев называет закономерностью. При этом меньше теряют в цене только традиционные любимые марки.
«Но они все равно теряют в цене. Через год, например, Тойота или Лексус потеряют в цене минимум 20%», — сказал автоэксперт.
Тем временем, низкую оценку б/у китайских машин автоэксперт объясняет низким уровнем доверия водителей. Формирование китайского авторынка еще не сформировано в обществе, считает он.
«Должно пройти время, чтобы в них увидели надежность и ликвидность. Поэтому люди с опаской пока относятся. Но я видел многих, кто уже продал китайскую машину, чтобы купить другую китайскую машину. Конечно же, теряя при этом в цене. Но каждый понимает, что, купив новый автомобиль, он не продаст его за такую же цену.
Еще сейчас мы наблюдаем уникальный случай. Китайцы зашли на наш рынок с высокими достаточно ценами. В самом Китае началась ценовая война между производителями. В том числе цены начали падать и у нас в Казахстане. Я не думаю, что этот уникальный случай еще когда-то повторится», — поделился мнением Алексей Алексеев.
Между тем, он рассказал, что сегодня в Китае производят около 200 автомобильных брендов, многие из которых – стартапы, а не заводы. В скором времени образуется стабильный набор китайских компаний, которые будут давать и качество, и количество.
«Сейчас на наш рынок зашли порядка 15 марок, некоторые из них со временем могут отсеяться, но я сейчас не вижу, кто это может быть», — заключил эксперт.