Водители автобусов зарабатывают полмиллиона: как живет самый старый автопарк Астаны (ФОТО)

Первый автопарк был открыт полвека назад

Бахытгуль Джакупова

Общественный транспорт Астаны и не только часто подвергается критике. Неработающие кондиционеры, грубые водители и задерживающиеся автобусы вызывают гнев горожан. В свою очередь, транспортники жалуются на безбилетников, агрессивных пассажиров и тяжелые условия труда. Редакция «Голоса народа» посетила самый старый и большой автопарк столицы, чтобы узнать, как живет главный перевозчик города.

Первый автопарк был создан полвека назад, в 1974 году. На сегодняшний день в штате трудится более 2000 сотрудников, подвижной состав насчитывает 1035 автобусов, которые обслуживают 76 маршрутов – это почти 70% всего пассажиропотока в городе.

Начинаем нашу экскурсию по парку. Первое, что нас встречает, – история предприятия. На огромном баннере в ряд стоят все автобусы, которые были в автопарке с 1974 по 2024.

Видно, что компания гордится своим прошлым и настоящим. В административном здании стоят два шкафа с наградами и кубками.

Теперь перейдем к рабочему составу. День каждого водителя начинается с проверки в медкабинете. Их проверяют на алкогольное опьянение и общее состояние здоровья. К примеру, когда мы посещали автопарк, одного водителя сняли с маршрута из-за высокого давления.

Затем они идут к диспетчеру за маршрутным листом.

Через маленькое окошечко идет распределение по 76 маршрутам, кстати, 3 из них – ночные. Председатель правления автопарка Мадияр Тукпанов говорит, что ночные маршруты убыточные и больше являются социальным проектом.

Кстати, если вы когда-то оставляли сумочку или пакет в автобусе, то он попадает в специальный шкаф. Туда собирают все, что оставляли в автобусе. Самые необычные вещи, которые теряли пассажиры, – сабля и крупная сумма денег. Чаще всего в автобусах находят школьные рюкзаки.

Теперь перейдем к технической части. У парка есть своя ремонтная зона, которая одновременно может вмещать 50 автобусов.

Водители не могут нарадоваться этому «цеху», говорят, что раньше им приходилось лично заниматься ремонтом транспорта. Теперь же за них это делают механики. Также в автопарке есть своя автомойка, которая работает на оборотной системе водоснабжения. То есть для помывки используется одна и та же вода, периодически её фильтруют.

Что касается цен на проезд в общественном транспорте. Руководство объясняет, что за последнее время подорожало всё (бензин, запчасти, заработная плата), поэтому пришлось повышать стоимость проезда. К слову, о зарплатах: водители автобусов в месяц зарабатывают от 500 тысяч тенге до 1,5 млн. Мы решили уточнить эту информацию у водителей, и многие подтвердили, что получают около 600-700 тысяч на руки, в зависимости от графика и вида автобуса (водители гармошек зарабатывают больше всех). Правда, условия труда у них нелегкие, смена может начаться в 4:30 и закончиться к 23:00. Плюс к этому частое недовольство или агрессия пассажиров. Всего на предприятии почти 1500 водителей, из них 8 – женщины.

«Зарплата зависит от того, сколько часов мы отработали. В среднем получаем от 600 до 750 тысяч. График 1\1 (15 дней в месяц). Мы работаем один день, но не 8 часов, как все, а 16. Это двойную смену мы за один день отрабатываем. Поэтому у нас такая зарплата. У нас же тяжелая работа. Люди разные бывают, в день от 1000 до 1500 человек перевозишь, каждый со своим характером. Стараешься всех понять, объяснить, куда кто едет. В принципе, если любишь свою работу, то нормально, главное — уважение и понимание», — говорит один из водителей маршрутки.

Как и любая профессия, перевозка людей требует много сил и внимательности. Их график работы построен так, что не каждый выдержит. И когда спрашиваешь водителей, почему они еще держатся в этой тяжелой профессии, они улыбаясь отвечают: «Ну кто-то же должен это делать». Действительно, работа водителя автобуса — это каждодневный подвиг, о котором редко задумываются пассажиры.

Водитель маршрутки не просто управляет транспортным средством. Его задача — обеспечить безопасность и комфорт пассажиров, придерживаться расписания и маршрута, а также поддерживать порядок в салоне. В течение дня водителю приходится решать множество задач. Каждый пассажир со своим характером, настроением и своими проблемами. Бывают конфликтные ситуации, когда необходимо проявить такт и дипломатичность. И при этом они должны оставаться сосредоточенным на дороге, реагируя на постоянно меняющуюся дорожную ситуацию.

В преддверии Дня транспортника, который отмечается в первое воскресенье августа, хочется выразить благодарность всем водителям за их труд, терпение и преданность своей профессии. Пусть каждый день на дороге будет безопасным, а работа приносит только радость и удовлетворение.

Реклама
Реклама
Новости партнеров