Чем для «Байтерек» может обернуться покупка «дочки» Сбера

Стоит ли спасать российский банк за госсчет?

Динара Куатова

Экономической целесообразности в приобретении дочерней структуры ПАО «Сбербанк Россия» в Казахстане госходингом «Байтерек» нет, заявляют эксперты, опрошенные golos-naroda.kz.

Мог бы Сбер приобрести рыночный игрок?

В казахстанском банковском секторе сегодня наблюдается высокая ликвидность. Доля кредитного портфеля, по словам директора «Улагат Консалтинг Групп», экономиста Марата Каирленова, находится на исторически-низких уровнях.

«Кредиты занимают порядка 50% от активов БВУ, а остальное приходится в основном на высоколиквидные активы. У банков огромная проблема со сверхликвидностью. В этих условиях наверняка можно было бы найти покупателя на рынке. Вопрос в цене, дисконте. Финансово-промышленные группы и договаривались бы. Зачем в это вмешиваться государству? За хорошую цену многие бы приобрели этот банк. К примеру, они могут давать дисконт 30-40%, но рынок готов купить банк с 60%-м дисконтом. Пусть бы и решали на рыночных условиях», - считает экономист.

После наложения на материнскую структуру Сбера санкций, дочерняя организация в Казахстане должна стоить существенно меньше, считает экономист Марат Абдурахманов.

«Это вопрос политического торга, который, судя по всему, уже произошел за нашими спинами. Мы о нем ничего не знаем», - констатирует он.

Если бы Сбер закрылся...

Если бы «Сбер» в Казахстане закрылся, то банковский сектор это бы пережил. Активов у данного финучреждения вполне достаточно, чтобы погасить обязательства перед своими вкладчиками. Нельзя забывать и о материнской компании, которая также располагает огромными средствами, отмечает Марат Каирленов.

«Если они хотят сказать, что у них деньги закончились, то это маловероятно. Они могут лукавить, учитывая сколько на Россию лился золотой дождь из нефтедолларов в предыдущие годы», - полагает собеседник.

В закрытии российского банка в Казахстане не видит серьезных последствий для финсектора и Марат Абдурахманов.   

«Его основными клиентами были компании из России. То есть из наших клиентов никто бы не пострадал. Вкладчикам бы выплатил их деньги Фонд гарантирования депозитов.  

Другой вопрос, что залоговое имущество у него было на крупную сумму. Это залоговое имущество могло уйти не в те руки. Видимо, из этих соображений принимают такое решение. Другого объяснения не вижу», – предположил спикер.

Целесообразны ли гостраты на спасение Сбера?

Неоправданным называет решение о приобретении холдингом «Байтерек» дочернего банка в Казахстане Сбербанка кандидат экономических наук Марат Каирленов. В РК уже имеется негативный опыт входа госменеджмента в банковский сектор.

«Достаточно вспомнить примеры, когда государство входило в акционеры БТА банка, Альянс банка, и др. Сначала один раз провели «самую лучшую в мире реструктуризацию долгов», через три года ее пришлось повторить, «добивая» доверие к казахстанским банкам. Потом проходили странные сделки по продаже банков по нескольку долларов как показатель качества государственных менеджеров. У нас есть и опыт государственных программ индустриализации. При том же госменеджменте десятки млрд долларов ушли в никуда, в песок. (По некоторым оценкам, речь может идти о суммах в 25-57 млрд долларов)», - напомнил спикер.

Направлять госсредства непонятно куда, в ситуации, когда уровень жизни населения стремительно падает, также странно. В 2021 году доля расходов казахстанцев на продукты питания составила 53%. Это сравнимо с самыми бедными в мире странами - странами Африки южнее Сахары. С учетом двухзначной инфляции в настоящий момент этот показатель приближается к 60%, приводит нерадужные цифры Марат Каирленов. 

«В условиях обнищания населения такие бездумные государственные затраты непонятны. Сбербанк – это огромная корпорация, у которой денег вполне достаточно», - отметил он.

«Наш регулятор поступил в данном случае не совсем корректно. Он решает политические задачи, а не экономические. Потому что по законам экономики этот банк должен обанкротиться», - считает экономист Марат Абдурахманов.

Чем рискует «Байтерек»

Риски для самого госхолдинга списывать не стоит, обращает внимание директор «Улагат Консалтинг Групп». На фоне газового кризиса в странах Европы давление на Россию будет только нарастать. Европейский союз уже рассматривает седьмой пакет антироссийских санкций. То есть ограничительные меры будут только расширяться.

«Это огромнейший риск. Нашему государству в это влезать не стоит, учитывая, что цена не только экономическая, но и цена риска – попасть под санкции», - заключил Марат Каирленов.

Экономист Марат Абдурахманов рекомендует изучить казахстанским властям полный список санкций казначейства США. Исключать угрозу того, что госхолдинг «Байтерек», спасая российскую структуру, навлечет на себя проблемы, не стоит.

Напомним, в минувшем марте казахстанские «дочки» Сбербанка, а также ВТБ и Альфа-банка попали под блокирующие санкции США.

В мае «дочку» Альфа-банка приобрел казахстанский банк «Банк ЦентрКредит». Сообщалось, что ведется поиск инвесторов для дочерних организаций Сбербанка и ВТБ.  

23 июня глава Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Мадина Абылкасымова официально подтвердила информацию о покупке «Сбербанк Казахстана» холдингом «Байтерек». 

Реклама
Реклама
Новости партнеров