Какие маркетплейсы Казахстана платят больше всего налогов – рейтинг лидеров

Китайские маркетплейсы налоги в Казахстане не платят

Татьяна Алтаева

Эксперты изучили, сколько налогов выплачивают в бюджет маркетплейсы, осуществляющие деятельность в Казахстане, передает «Голос народа» со ссылкой на Ranking.kz.

В анализе учтены наиболее популярные маркетплейсы, а также наличие данных в открытом доступе. В итоге были рассмотрены 14 маркетплейсов и составлен рейтинг по отчислению налогов.

Абсолютным лидером по налоговым отчислениям стал Kaspi.kz (Kaspi Магазин, Kaspi Travel, Kolesa): в 2023 году компания направила в бюджет страны в общей сложности более 102,7 млрд тенге налогов от деятельности своих маркетплейсов.

«Чтобы понять масштаб, отметим: этот объем налогов формирует 81,5% всех отчислений, рассмотренных нами крупнейших маркетплейсов РК. Кроме того, из года в год сумма растет заметными темпами, демонстрируя динамику развития площадки», – отмечают эксперты агентства.

Так, за последние четыре года среднегодовой темп роста (CAGR) налоговых отчислений от маркетплейсов Kaspi.kz в бюджет составил 81%.

В топ-5 по налогам также вошли Wildberries.ru от ТОО «ИМВБКЗ» (за 2023 год площадка перечислила в бюджет 13,5 млрд тенге налогов), Ozon.kz от «ОЗОН Маркетплейс Казахстан» (5,2 млрд тенге) и Olx.kz от «ОЭлИкс Групп» (почти 3 млрд тенге).

На этом «миллиардные» налоги заканчиваются. На пятом месте оказался Halykmarket.kz: около 996 млн тенге.

Далее по налогам идут Shop.kz (240 млн тенге), Forte.kz (206,3 млн тенге), Jmart.kz (79,5 млн тенге) и другие.

В наш анализ также попали Satu.kz, Clevermarket.kz, Lamoda.kz, Tomas.kz и Маркетплейс.kz. Китайские маркетплейсы активно торгуют, но налоги в Казахстане не платят.

Специалисты приводят интересную статистику. В 2023 году наиболее популярными группами товаров, реализованных на маркетплейсах, стали:

телефоны и гаджеты – 486,2 млрд тенге; бытовая техника – 205 млрд тенге; компьютеры, ноутбуки, программное обеспечение, компьютерные товары – 178,4 млрд тенге; автотовары – 140,5 млрд тенге; товары для строительства и ремонта – 85,7 млрд тенге.

В топ-10 популярных также вошли следующие категории: мебель, продукты питания, товары для дома и дачи, товары для красоты и здоровья, одежда, обувь и спортивные товары.

Тем временем среди услуг, получаемых через маркетплейсы, самыми популярными стали:

покупка билетов и бронирование мест на транспорт – 495,8 млрд тенге; услуги по перевозке пассажиров – 488,1 млрд тенге; услуги в области рекламы – 53,5 млрд тенге; услуги по доставке пищи на заказ – 43,6 млрд тенге; бронирование и оплата услуг мест размещения – 31,7 млрд тенге.

Согласно данным Бюро национальной статистики АСПиР РК, по итогам 2023 года объем рынка розничной электронной коммерции внутри страны составил 2,4 трлн тенге – сразу на 24,3% больше по сравнению с предыдущим годом.

В целом доля электронной коммерции (с учетом маркетплейсов) в общем объеме розничной торговли в 2023-м достигла рекордных 12,7%.

При этом стоит отметить, что 72,4% всего оборота электронной коммерции пришлось на маркетплейсы, и только 27,6% объема – на реализацию через собственные интернет-ресурсы предприятий.

Таким образом, именно маркетплейсы формируют основной рынок электронной коммерции в РК.

«Немаловажный момент: в основном через маркетплейсы свои товары реализуют малые предприятия – на их долю пришлось почти 93% рынка электронной торговли.

Тем временем удельный вес средних предприятий составил 4,8%, а вот доля крупных – всего 2,4%. Это ожидаемо: у малых предприятий не так много ресурсов для ведения своих продающих сайтов, и при этом очень высока потребность в выходе на онлайн-продажи, что повышает охват и открывает массу возможностей.

Фактически можно с уверенностью сказать, что расширение маркетплейсов весьма положительно сказывается на развитии малого и среднего бизнеса», – отмечают эксперты.

Помимо положительного влияния на рынок электронной коммерции и на развитие МСБ в стране, маркетплейсы также вносят существенный вклад в бюджет.

Реклама
Реклама
Новости партнеров