«Заводы могут закрыть, а железная дорога будет всегда»: истории казахстанских трудовых династий

Потомки строителей первых ж/д-путей в Казахстане работают на них по сей день

Назира Аидарбек

Живые летописи семейного мастерства, трудолюбия и преданности профессии, которые передаются из поколения в поколение. «Голос народа» поговорил с представителями трудовых династий железнодорожной отрасли, ремесло которых живет десятилетиями.

Одна из самых больших трудовых династий железнодорожников – Тукубаевы из области Абай. Семья настолько давно в профессии, что у последующих поколений уже сменились фамилии. Кроме того, ее представители прививают любовь к делу не только своим детям, но и связывают себя семейными узами выходцами из той же отрасли.
История семьи Тукубаевых началась почти 100 лет назад, в 1930-е годы. Три брата Маукен, Ильяс и Сыдык Тукубаевы сначала участвовали в строительстве Туркестано-Сибирской железной дороге, после чего решили остаться и связать свою жизнь с этой отраслью. 

Главным основоположником трудовой династии считается Маукен Тукубаев. Он начал трудовую деятельность на железной дороге в 1930 году на должности кондуктора поезда и дежурного станции. В годы Великой Отечественной Войны он работал дежурным по станции и обслуживал железную дорогу «бронь», таким образом обеспечивал бесперебойную безопасную доставку военных боеприпасов и продуктов питания на фронт. Общий стаж работы Маукена Тукубаева составил 37 лет.

Маликриян Тукубаев, сын основателя династии, начал трудовую деятельность с должности электромонтера, после чего работал механиком и старшим механиком, в общем проработав в железнодорожной отрасли с 1961 до 2000 года. За время работы Маликрияна Тукубаева на железной дороге бригада под его руководством дважды становилась лучшей по итогам «пятилетки», а также - 3-х кратным победителем социальных соревнований. За добросовестный труд он был награжден орденом «Ветеран труда», знаком «За безопасность движения» и почетной грамотой МПС СССР, также стал победителем национального конкурса «Мерейли отбасы» по Восточно-Казахстанской области в 2016 году. 

Сын Маликрияна Тукубаева, Боранбай, посвятил 41 год своей трудовой деятельности железнодорожной сфере и по сей работает электромехаником на Аягозской дистанции сигнализации и связи. 
Женщины из рода Тукубаевых также продолжают дело своих дедов, не покидая железнодорожную отрасль. Так, Куралай Маликриян является начальником отдела труда и заработной платы Семейского отделения магистральной сети и имеет 32-летний стаж работы. За свой труд награждена нагрудным знаком «Турксіб-90». Она рассказала, почему связала свою жизнь со столь не простой сферой деятельности.

«На этот путь меня навели родители, отец сказал «заводы, фабрики могут закрыть, а железная дорога будет работать всегда». Хотя я по специальности экономист, могла работать в других отраслях. Мне понравился коллектив, со временем влюбилась в свою профессию. Железная дорога – это живой, сложный механизм, который исправно работает в режиме 24/7», — поделилась Куралай Маликриян.

Руслан и Нурсипат Тукубаева приходятся друг другу супругами и оба работают электромеханиками на семейской дистанции сигнализации и связи. Стаж работы на семью составляет 39 лет.
Жанабек Тукубаев и Ментай Рахимова – еще одна супружеская пара железнодорожников. Супруг работает начальником района электроснабжения станции Аягоз, а супруга – контролер «Темиржолэнерго». 

Всего в семье Тукубаевых насчитывается более 25 профессионалов железнодорожной отрасли.  Общий стаж работы семейства превышает половину тысячелетия и на этом не останавливается. Тукубаевы отмечают, что труд железнодорожников очень важен, поскольку от них в первую очередь зависит безопасность всех пассажиров.  

«Зимой и летом работа на открытом воздухе, в любую погоду – жара, снегопад, морозы. Из плюсов профессии – востребованность, возможность карьерного роста, привлекательный соцпакет. Из минусов - тяжелый физический труд и риск травматизма», — признаются Тукубаевы.

Еще одна большая трудовая династия железнодорожников – семья Байсугуловых из Кызылординской области. Основатель – аксакал Торемурат Байсагулов, который являлся ровесником железной дороги Оренбург-Ташкент, строительство которой завершилось в 1906 году. В годы Великой Отечественной войны приказом военного комиссариата он был оставлен в тылу. По воспоминаниям его товарищей, Торемурат Байсугулов был настоящим профессионалом: построил цех профилактики локомотивного депо в Кызылорде, куда устроился еще в 1925 году, а его роспись сохранилась по сей день на стене здания депо.

Потомки основателя династия сохранили историю о том, как их дедушка впервые увидел движущийся паровоз и загорелся мечтой встать у руля этого «грохочущего чуда» и примерить на себе красивую форму железнодорожников. А теперь эти выглаженные наряды из мечтаний деда уже носит на себе четвертое поколение.

Дети Торемурата Байсугулова, как сыновья, так и дочери, пошли по стопам отца и «пустили корни» в железнодорожной отрасли, а их путь продолжили и следующие поколения. В разное время из семьи Байсугуловых трудились и трудятся более 20 человек, среди них машинисты, ремонтники, строители, связисты, снабженцы и финансисты, есть даже сотрудник линейного отдела внутренних дел на транспорте. 

Еще одна небольшая, но преданная своему делу трудовая династия Борленовых. Жанболат Бурлинов, менеджер в главном вычислительном центре АО «НК «КТЖ», рассказывает, что история их семейного дела началась с дедушки Балта и бабушки Маскен, которые работали на железнодорожных станциях в Карагандинской области.

«Они были образцом преданности своей профессии и рассказывали мне о важности железной дороги для развития общества. Дедушка посвятил работе на железной дороге 36 лет, начав свою деятельность в 1956 году на должности помощника машинного бандажного станка 4 разряда. Бабушка начинала работу уборщицей на станции в 1974 году, после чего была переведена на должность приёмосдатчика грузового вагона», — поделился Жанболат Бурлинов.

Сын супружеской пары Тулеген Бурлинов продолжил дело своих родителей. Он работает в железнодорожной отрасли уже 40 лет и по сей день трудится на должности помощника машиниста.

Реклама
Реклама
Новости партнеров