Сможет ли новое ведомство решить проблему с нелегальной торговлей?
В условиях глобальных климатических изменений и неравномерного распределения водных ресурсов, Казахстан сталкивается с новой угрозой — черным рынком воды. Этот нелегальный бизнес процветает на фоне дефицита воды в стране, усиливая социальное напряжение и нанося непоправимый ущерб экосистеме. Причины проблемы выясняла корреспондент «Голоса народа».
Черный рынок воды представляет собой нелегальную систему добычи, распределения и продажи водных ресурсов. К примеру, частные лица, фермеры и небольшие предприятия бурят нелегальные скважины для добычи подземных вод без соответствующих разрешений и контроля. Неправильное бурение и чрезмерная эксплуатация водоносных слоев могут привести к их истощению и ухудшению качества воды.
В приграничных регионах происходит нелегальный забор воды из рек и озер, особенно тех, которые пересекают несколько стран. Далее вода транспортируется и продается в засушливых районах. Также воду перевозят в цистернах или больших контейнерах, часто под видом легального груза.
Стоит отметить, что более 60% водопотребления в Казахстане занимает аграрная отрасль, затем следует промышленный сектор. На фоне их использования водных ресурсов доля потребления населением в питьевых целях является незначительной.
Эколог Мэлс Елеусизов считает, что причиной нелегальной торговли водой является бездействие государственных органов и отсутствие контроля. При этом он отмечает, что само существование черного рынка воды было бы невозможным без участия местных исполнительных органов.
«Проблема существует по всему Казахстану. В свое время определенные лица захватывали родники и всевозможные водоемы, а сейчас торгуют ими. Вода не может быть товаром, она должна быть государственной. Особенно сегодня она является объектом межгосударственных отношений. Сейчас начнутся споры за воду с Кыргызстаном, Таджикистаном из-за воды», — поделился мнением эксперт.
От рук нелегалов, которые незаконно используют воду для поливов угодий орошаемого полеводства, по словам Елеусизова, страдают реки Сырдарья, Или, Иртыш, Урал. Однако чаще всего нелегальный забор воды производится из малых рек в отдаленных регионах, где практически нет контроля.
«Пока все водные ресурсы – черный рынок. Никто не знает, что происходит там, кто хозяин. Особенно мелкие населенные пункты, где течет ручеек, и его захватывают», — сказал эколог.
При этом эколог отмечает, что нехватка воды – это одна из самых острых проблем в настоящее время, а с глобальным дефицитом мы можем столкнуться уже в ближайшее время. Для решения вопроса необходим дипломатический подход к сотрудничеству с соседями – Кыргызстаном и Таджикистаном, на территории которых находятся истоки трансграничных рек, говорит эколог.
Аналитик в сфере АПК Кирилл Павлов поделился в своем телеграм-канале собственными подсчетами. Так, по его словам, чёрный рынок поливной воды только в трёх областях - Жамбылская, Туркестанская и Кызылординская, за год может переваливать за 20 млрд тенге. Он отмечает, что в конечном итоге это ложится на покупателя продукции, то есть на народ.
«Сейчас коррупционные схемы выстроены так, что южные дехкане вынуждены платить дважды - в кассу и наликом. Иначе воды дадут столько, что ничего толком не вырастет. Не засохнет, но и прибыли не жди», — пишет Павлов.
Почти год назад в Казахстане создано новое ведомство – министерство водных ресурсов и ирригации. Новоиспеченный министр начал борьбу с черным рынком воды с Жамбылской области, которая наиболее уязвима. Так, выявлены 10 фактов незаконного использования водных ресурсов.
«В Жамбылском районе выявлены 2 факта использования воды без заключения договоров с филиалом «Казводхоза» путем установки насосного оборудования для полива около 70 га. В Шуском районе установлено 2 факта незаконного использования воды для полива около 90 га земель. Также в Шуском районе выявлен факт незаконного использования воды с Тасоткелького магистрального канала путем наполнения котлована бывшего песчаного карьера. В поливной сезон объем несанкционированно поданной в карьер воды может составлять не менее 15 млн кубометров, это около 13 млн тенге. На момент осмотра на котловане были установлены 5 единиц насосного оборудования для полива», — сообщили в министерстве водных ресурсов и ирригации.
Аудит также обнаружил, что в том же Шуском районе занижали фактические объемы подаваемой воды. В результате, только за 2023 год в Жамбылской области объемы занижения подаваемой поливной воды составили более 25 млн кубометров.
Для усиления борьбы с «черным рынком» воды при министерстве водных ресурсов и ирригации создано новое ведомство – комитет по регулированию, охране и использованию водных ресурсов. Чиновники заверяют, что новый комитет будет бороться со всеми факторами, описанными в материале выше.