Покупателям придется оплачивать дополнительный налог на ввоз товаров
В Казахстане планируют ввести налог на покупки с иностранных маркетплейсов. Это решение пришло к чиновникам в самый разгар онлайн-шоппинга, не только в Казахстане, но и во всем мире. С 2018 года объем покупок в сети вырос в 10 раз. Эксперты считают, что введение нового налога — это лоббирование интересов владельцев торговых домов и рынков. Редакция «Голоса народа» разбиралась в том, как введение нового налога скажется на казахстанцах.
В конце июня появилась информация, что Евразийская экономическая комиссия рассматривает изменение размера налогов на ввозимую продукцию от 5 до 15%. На данный момент от налога освобождены покупки на иностранных маркетплейсах, сумма которых не превышает 200 евро (103 969 тенге).
Планируется, что 15% пошлина будет установлена в отношении отдельных видов пищевой и сельхозпродукции, изделий легкой промышленности, драгоценных камней, стройматериалов и автотранспорта. Минимальная 5% ставка распространится на ввоз животных и растений, фруктов и орехов, кофе, чая и какао, кормов для животных, химической продукции, в том числе лекарств, полиграфической продукции, текстиля, изделий черной и цветной металлургии, электроприборов и оптики. По остальным категориям ставка на ввоз товаров, купленных онлайн, составит 10%.
Юрист и член РОО «Әділдік жолы» Ербол Сардарбеков считает, что введение налога является неправильным, так как перевозчики и так уплачивают пошлину и НДС.
«Когда потребитель заказывает товары с китайских сайтов, магазин доставляет их до казахстанских перевозчиков через систему «Карго». Эти компании расположены в Китае. Товар принимается перевозчиком, отправляется в сортировочный центр на китайско-казахстанской границе, затем проходит таможенное оформление. В процессе таможенных процедур перевозчики оплачивают определенные сборы в зависимости от типа товара и его стоимости:
• Таможенная пошлина: это платеж на ввоз товаров на территорию Казахстана, ставки которого зависят от типа товара и его стоимости.
• НДС на импорт (налог на добавленную стоимость): обычно составляет 12% от стоимости товара.
• Таможенные сборы: это могут быть сборы за оформление и другие услуги, предоставляемые таможенными органами.
Если все платежи уже были оплачены перевозчиком, почему потребителю приходится оплачивать дополнительный налог в размере 10-15% за свой заказ?» — говорит он.
Также Сардарбеков отмечает, что это автоматически увеличит цену товара из Китая, что сыграет на руку владельцам ТЦ и барахолок.
«Неужели этот налог вводится для лоббирования интересов владельцев торговых домов и рынков, чтобы вернуть арендаторов, а затем и покупателей? Ведь с новыми налогами цена на товары сравняется, а люди предпочитают покупать на маркетплейсах из-за более низких цен», — задается вопросом юрист.
Помимо прочего, он отмечает, что продажа на маркетплейсах ведется прозрачно без наличного расчета, в то время как на рынке существует возможность оплаты наличными, что в свою очередь может привести к уклонению от налогов.