Казахстан отказался от казсодержания

Как соблюсти интересы Казахстана в условиях обязательств, принятых при вступлении в ЕАЭС и ВТО.

Ботагоз Искакова

В Казахстане с января текущего года «казсодержание» называется «внутристрановой ценностью». Она предполагает более широкое понимание, чем расчет доли процентного соотношения в закупках. Данная идеология в будущем позволит определять, как крупные недропользователи развивают экономику Казахстана через реинвестирование в технологии и знания. Подробнее об этом журналисту golos-naroda.kz рассказал руководитель дирекции развития мониторинга местного содержания Казахстанского института индустрии и экспорта Бауыржан Кален.

- Бауыржан, расскажите, какова текущая ситуация с уровнем развития казахстанского содержания?

С 1 января 2022 года, в связи с международными обязательствами (ВТО, ЕАЭС) мы отошли от понятия местного содержания, так как мы обязаны предоставлять режим наибольшего благоприятствования. Оно заключается в том, что мы всем предоставляем одинаковый доступ на рынок Казахстана, вне зависимости от происхождения капитала.

Мы ведем мониторинг пяти субъектов: государственных органов; национальных компаний, в том числе входящих в группу компаний «Самрук-Казына»; концессионеров; 112 системообразующих предприятий, а также двух видов недропользователей (по добыче твердых полезных и ископаемых – горнорудный комплекс, а также представителей нефтегазового сектора и урана). Все они ежеквартально отчитываются по закупкам и по доле местного содержания.

- То есть о казсодержании мы больше говорить не будем, нужно называть его внутристрановой ценностью?

- Да, это более широкое понятие, которое предполагает, что мы теперь не только смотрим закупки местного содержания в товарах, работах и услугах. Мы хотели бы трансформировать это понятие так, чтобы стимулировать иностранные компании-поставщиков и недропользователей к реинвестициям путем передачи технологий, знаний, компетенций. Сейчас мы планируем отойти от такого понимания, как процентное содержание отечественных товаропроизводителей в доле произведенных закупок, товаров, работ и услуг.  

Другие страны, такие же, как у нас, где недропользователи являются одними из основных инвесторов в экономику страны, для расчета внутристрановой ценности высчитывают уровень инвестиций в экономику. Чем больше ты инвестируешь – тем выше внутристрановая ценность твоей организации, и чем выше у компании рейтинг – тем больше каких-то привилегий: ты можешь больше экспатов привлекать, либо получить больше таможенных или налоговых преференций. А если у тебя меньше – то у тебя могут отобрать лицензию на недропользование.

На этом примере мы должны отойти от понимания, высчитывая лишь процентного отношение в товарах. Мы должны перейти к опыту лучших стран – ОАЭ и Катара, где они учитывают все инвестиции в экономику страны.

И соответственно, когда мы создадим такой рейтинг недропользователей, мы поймем, кто из них действительно готов развиваться вместе с нашей страной, готов вкладывать средства, выращивать здесь новые кадры, содействовать здесь развитию новых производств, а не так, чтобы относиться потребительски к нашим недрам: выкачал и уехал.

Если у нас в товарах очень низкое содержание местного содержания, то в работах и услугах свыше 80%. Это говорит о том, что наши поставщики в работах и услугах за период времени независимости наработали компетенции, знания, которые отражают их конкурентоспособность на рынке.

С 1 января этого года мы перешли на новую систему, сейчас все субъекты отчитываются на ежеквартальной основе. Раньше горнорудный комплекс сдавал отчетность один раз в год, потом мы видели постфактум какие-то моменты и не могли на них повлиять. А в целом мы ведем статистику с 2010 года.

- Какова сейчас доля казсодержания? Все-таки пока для понимания будем называть его так…

- В целом доля казсодержания в закупках всех пяти субъектов в 2021 году составила 56%. Это на 3% выше, чем за 2020 год. Для справки, общий объем закупа в 2021 году составил 19,4 трлн, в товарах и работах – по 6,7 млрд, в услугах – 6 млрд. Но если мы будем дробить это по объему оказанных товаров, работ и услуг, в товарах у нас, к сожалению, очень низкое казахстанское содержание, от 19%. Но здесь есть несколько причин, главной из которых является отмена с начала 2021 года условных скидок, приоритетных для казахстанских компаний. Таковы требования ВТО и ЕАЭС. При этом в работах и услугах у субъектов мониторинга местного содержания еще есть обязательства.

Для сравнения, в 2010 году уровень казсодержания составлял 48,2%, а 2014 году он вырос до 63,2%. И с 2015 года, после принятия международных обязательств, значения составляют по 50-56%.

Тогда начался переходный период, когда мы могли еще для отечественных товаропроизводителей давать условные скидки, приоритетный закуп организовывать, но сейчас с принятием закона «О промышленной политике» мы вводим такие понятия, как долгосрочные договора, офтейк-контракты, которые позволяют нашим отечественным товаропроизводителям производить новую продукцию под гарантированный сбыт. Завтра такого не будет, что они произвели или хотят что-то производить, а рынка сбыта продукции у них нет. Теперь они смело могут инвестировать средства в модернизацию производства.

Также есть понятие офсет-контрактов. Оно заключается в том, что есть какие-то критические технологии, которые, к сожалению, в Казахстане не могут производиться: либо компетенций нет, либо самому производителю невыгодно в каждой стране строить по заводу, и это производство у них налажено, к примеру, в Китае или России. В таких ситуациях мы идем им навстречу. Они покупают импортную продукцию, но 5% от этой суммы должны вложить в экономику Республики Казахстан, в обучение местных кадров для передачи технологий, знаний или компетенций.

- Как нам сейчас удается развивать уровень казсодержания, не нарушая при этом договоренностей в рамках ВТО и ЕАЭС?

- Сейчас для более системной поддержки нами разрабатывается Программа развития внутристрановой ценности и экспортоориентированных производств на 2022-2026 год, на данный момент она находится на согласовании в государственных органах.

Мы принимаем ряд системных мер, которые позволят нашим отечественным предприятиям конкурировать с иностранными поставщиками без нарушения международных обязательств. У нас на сегодняшний момент действует очень широкий спектр инструментов государственного стимулирования: возмещение расходов, льготная ставка, субсидирование кредитов. Они предполагают финансовую и фискальную поддержку, которая, в свою очередь, включает налоговые и таможенные преференции для предприятий.

При этом действует такой инструмент как специальный инвестиционный контакт (СИК), когда предприятие освобождается от налоговых и таможенных пошлин при реализации крупного инвестиционного проекта. Также действуют специальные экономические зоны, в рамках которых предоставляются налоговые преференции: освобождение от КПН, налога на землю, на имущество, предоставление земли с инфраструктурой, таможенные преференции.

- Для чего будет приниматься программа, если есть столько инструментов поддержки?

- Чтобы систематизировать все эти инструменты и собрать их в одном месте. Мы разрабатываем новые инструменты финансирования, которые не попали в действующие инструменты. Программа должна быть принята до конца июня. Как только она будет принята, мы их озвучим. Но в целом, оговорюсь, что там будет предусмотрена дифференциация ставок, и эти меры господдержки охватят практически всех участников рынка: малый бизнес, средний и крупный. Для тех, кто покрупнее – будут менее льготные условия, тогда как для малого бизнеса – наоборот.

- Если сейчас уровень казсодержания 56%, есть ли у вас планы по увеличению?

- Очень сложно говорить о показателях. Если мы поставим какие-то конкретные планы, они будут лозунгом. Сам уровень закупок ежегодно растет. Если в прошлом году по всем пяти субъектам он составлял 17 триллионов, то в этом году – 19 триллионов. И отражать в относительном порядке долю внутристрановой ценности неверно будет, то есть объем может вырасти из-за рыночной конъюнктуры, и следовательно доля вырастет.

Мы можем сделать это по-другому, у нас есть перечень товаров, который составляли наши коллеги в рамках анализа импорта. Они выявили, что из-за рубежа ввозится товаров на сумму около 30,3 млрд долларов, это по всей обрабатывающей промышленности. И если мы говорим, что из 1000 товаров около 700 товаров мы сможем заменить – то этот показатель учитывается в нашей программе по развитию внутристрановой ценности. Мы привязываемся к абсолютному показателю, а не к относительному процентажу.

Лучше ориентироваться на более четкие показатели, товарные позиции не меняются. Сейчас понятие казсодержания, которое предполагает процентную долю от товаров, закупленных заказчиками, вычленяется через сертификат СТ-КЗ. Но нередко есть такие случаи, когда отечественные товаропроизводители производят эксклюзивную продукцию в количестве одной единицы, и им не выгодно оформлять на нее СТ-КЗ. Мы сейчас думаем о том, как улучшить механизм оценки внутристрановой ценности. Очень у многих товаропроизводителей нет СТ-КЗ, и когда они участвуют в закупках, они не учитываются.

- Какие ниши более востребованы в Казахстане? Если к вам обратится инвестор с советом, какую нишу ему занять в нашей стране, то что бы вы ему ответили, на что у нас наибольший спрос?

- Ежегодно в товарах востребована продукция машиностроения, металлопроката: трубы бесшовные, сварные, нарезные, горно-шахтное, нефтегазовое оборудование и запасные части к ним, продукция легкой и химической промышленности. Более детальную информацию можете получить на сайте нашей организации.

В работах это по большей части проектная деятельность, EPC-контракты (от англ. Engineering, procurement and construction). Они очень востребованы в нефтегазовом секторе. Это когда полностью под ключ у вас забирают подготовку месторождения для крупного заказчика, включая строительство инфраструктуры.

- Если в отношении недропользователей все понятно, при несоблюдении обязательств с ними будут расторгаться договора, то как зафиксированы обязательства при закупках госорганов и квазигосударственного сектора?

- В рамках закона о государственных закупках есть норма, в которой прописано, что приоритет должен отдаваться отечественному товаропроизводителю.

- А несоблюдение чем грозит?

- К сожалению, ответственности как таковой нет. У недропользователя она есть, а у квазигосударственного и государственного сектора ответственности мы не нашли. Это же государственные структуры, они априори закупают у отечественных товаропроизводителей.

В закупках министерств доля казсодержания от 30 до 80-90%, в зависимости от суммы закупа. Допустим, вновь созданное министерство науки будет закупать компьютеры, а в Казахстане они не производятся. У нас развивается обрабатывающая промышленность, но по некоторым моментам мы отстаем.

- Спасибо за интервью.

Реклама
Реклама
Новости партнеров