поиск
×
Казахстан

Привилегии для богатых: сомнительно экологичные электрокары заполонят Казахстан?

Чиновники принимают законы, упрощающие жизнь любителям электротранспорта, при этом притесняя других

Бахытгуль Джакупова
26 июня 2024 года в 09:17

Привилегии для богатых: сомнительно экологичные электрокары заполонят Казахстан?
Коллаж: Голос народа

В мае 2024 года депутаты мажилиса приняли законопроект по популяризации экологически чистого транспорта. Поправки значительно упрощают жизнь любителям электротранспорта и в некоторых моментах притесняют владельцев обычных машин. Например, за парковку на месте для электрокара можно будет получить штраф. Некоторые такие изменения осудили и отметили, что электромобили не такие уж экологичные и доступны далеко не каждому казахстанцу. Получается, привилегии получат и так ничем не ущемленные граждане. Разбиралась в этом вопросе журналист «Голоса народа».

Как сейчас обстоят дела с электрокарами в стране

Для начала мы решили узнать, как сейчас обстоят дела с электромобилями в стране. Как сообщает эксперт автомобильной отрасли Артур Мискарян, доля электромобилей в страновом автопарке пренебрежительно мала: менее 10 тыс. из 5,4 млн транспортных средств, зарегистрированных в стране. Одной из главных причин такой непопулярности спикер считает дороговизну.

«Электромобиль сам по себе гораздо дороже (в полтора-два раза дороже) по сравнению с аналогичным автомобилем на ДВС. И это не вопрос льгот или преференций со стороны государства — дело в текущем мировом уровне развития технологий в автомобильной отрасли», – говорит автоэксперт.

В свою очередь, председатель независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков обращает внимание на то, что рынок электрокаров стремительно растет, а их цена, наоборот, снижается.

«Если сравнивать с началом пути, на начало 2022 года в Казахстане насчитывалось порядка 400 электромобилей. Постепенно начала развиваться инфраструктура, и многие люди решили попробовать, что же за зверь такой электромобиль. Особенно привлекательно, что под боком Китай, который на сегодняшний день – самый крупный в мире производитель электромобилей. То есть в Китае их производится больше, чем в Америке и Европе вместе. И цены на электромобили за последние несколько лет снизились почти в разы. К примеру, один из самых популярных электромобилей в Казахстане еще три года назад стоил 80 тысяч долларов, а сейчас — 40 тысяч», – отмечает Эдоков.

Электромобиль – машина не для каждого

По словам Мискаряна, на данный момент такие девайсы подойдут только для больших городов.

«Инфраструктура в Алматы и Астане развернута и работает, хотя и с некоторыми оговорками по стабильности. Но состояние инфраструктуры само по себе не определяет масштабный спрос. Поэтому распространение электромобилей в нашей стране ограничено и наблюдается, по большому счету, только в крупных городах».

Как считает эксперт, электрокар приживется лучше всего в Алматы, Астане и Шымкенте, но и то со своими нюансами. Из-за резко-континентального климата, когда за год температура скачет от -40 до +40 градусов, авто могут быстрее разряжаться.

«Особенности климата, в частности широкая амплитуда температурного режима, являются серьёзной проблемой для электромобилей как класса в силу того, что ёмкость батареи и скорость расхода заряда сильно подвержены температурным условиям. Кроме того, географические условия и отдалённость городов в Казахстане делают электромобиль чисто городским прибором для транспортировки на малые расстояния», – резюмирует спикер.

Сомнительная забота об экологии

Одним из главных пунктов за развитие электрокаров выступает забота об экологии. Хотя многие эксперты отмечают, что машина с ДВС и электродвигателем наносят вред природе одинаково.

«Экологичность электромобилей весьма относительна. Во-первых, в силу действующих источников генерации электроэнергии, а во-вторых, в силу технических факторов, как, например, особенности производства батарей, отсутствия технической возможности для безопасной утилизации батарей и более высокого веса электромобилей по сравнению с аналогами на бензиновых и дизельных двигателях», – говорит Мискарян.

Эдуард Эдоков же считает, что владельцы «электричек» не часто задумываются об экологии, а больше рассматривают машину как модный девайс.

«Люди, которые покупают электромобили, на мой взгляд, вопрос экологии ставят не на первое место. Скорее это модно», – считает председатель независимого автомобильного союза.

После принятия законопроекта Казахстан ждет наплыв электрокаров?

Для привлекательности электромобилей в Казахстане сделано много: беспошлинный ввоз, отсутствие транспортного налога и освобождение от иных платежей при ввозе электромобиля. Скоро у них появятся дополнительные бонусы в виде бесплатной парковки, расширения инфраструктуры и многого другого. Но даже такой солидный набор «плюшек» не заставит казахстанцев массово пересесть на электромашины в ближайшие 5-10 лет, так считают эксперты.

«В обозримой перспективе электромобили останутся транспортом для ограниченной аудитории, представленной электроэнтузиастами и просто фанатами, уже имеющими в гараже несколько автомобилей с ДВС», – резюмирует эксперт автомобильной отрасли Артур Мискарян.

При этом председатель независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков считает, что сектор электрокаров будет расти только при наличии льгот, но и то не выйдет в явные лидеры рынка.

«При условии сохранения льгот рынок электромобилей может хорошо расти. Если же льгот не будет, то рынок "электричек" затормозится. При наличии льгот за 5-10 лет мы можем вырасти с 10 тысяч электромобилей до 100 тысяч», – подытоживает он.

Так что ждать волны электричек в Казахстане не стоит, а вот увеличения штрафов за притеснение их прав – да.

Новости партнеров

Вам будет интересно