Мурат Ауэзов говорил родным, что не сожалеет о прожитой жизни
В Алматы проводили в последний путь известного культуролога, общественного деятеля Казахстана Мурата Ауэзова. С сыном выдающегося классика казахской литературы попрощались в Казахском национальном драматическом театре имени Мухтара Ауэзова. «Голос народа» собрал воспоминания друзей, коллег и знакомых об ушедшем из жизни заслуженного деятеля.
Племянница выдающегося деятеля Дина Алдабергенова поделилась в социальных сетях воспоминаниями и личной историей о родном дяде.
«Много лет назад, получив плохой диагноз, Он пришёл из совминки к Маме и произнёс слова, которые до сих пор звучат у меня в ушах: «Ильфуша, жаным, сядь, не суетись. Я специально пришёл сказать тебе это, чтобы ты не волновалась за меня. Так вот, я сейчас улечу в Швейцарию, к Магжану, меня обследуют там хорошенько, полечат. Но я хочу, чтобы ты знала, что я готов к любому сценарию, к любому исходу. Я очень счастливый человек: у меня есть ты, у меня есть дети, у меня есть такие замечательные племянницы (посмотрел на меня ласково), в конце концов, три жены навещают меня в больнице (озорно улыбнулся), я так много написал, создал, увидел, путешествовал, совершил, что многим людям это и не снилось! Я прожил интереснейшую жизнь, какую вряд ли сможет прожить кто-то другой! Я ни о чём не жалею и не боюсь смерти. И я хочу, чтобы ты знала, что я счастлив и спокоен. Будь спокойна и ты. Спустя месяц Он позвонил из Швейцарии и сказал, что диагноз не подтвердили», — поделилась воспоминаниями Дина Алдабергенова.
В начале года из жизни ушла старшая сестра Мурата Ауэзова - Ильфа Жансугурова. По словам Дины Алдабергеновой, брат и сестра на Новый год одновременно оказались на больничной койке. Он заболел раньше и серьезнее, но мудро позволил сестре уйти раньше, пишет племянница Ауэзова.
Известный языковед и писатель Канат Тасибеков поделился в соцсетях фотографиями с Муратом Ауэзовым, назвав его «благороднейшим из благородных».
«Благородным был не образ, созданный для окружающих, он сам был само благородство. В движениях, в словах, в поступках, в каждую секунду, во всех мелочах. Как он был красив, как он был добр! Сейчас вся лента ФБ в соболезнованиях и воспоминаниях не потому только, что Мурат Ауэзов был сыном великого Мұхтара Ауэзова (и поэтому тоже, конечно), но ведь он не только с честью пронес по жизни имя своего великого отца, но и сам заслужил всенародную любовь», — написал Канат Тасибеков.
Казахстанский публицист и лингвист Дастан Ельдесов поделился воспоминаниями о Мурате Ауэзове. Он отметил, что у выдающегося культуролога, писателя было очень развито ораторское искусство, искусство диалога и монолога, особенно – монолога.
«Мурат Ауэзов, как поэт-импровизатор, мог вдохновенно выдать целый готовый устный философский трактат, рассказ, зарисовку, статью. Даже в обычном разговоре его речь завораживает хорошо поставленной дикцией, приятным бархатным голосом, богатством и образностью речи. В этом плане в Казахстане с ним мало кто может сравниться. Ауэзов – это наш современный жырау, — написал в Facebook Дастан Ельдесов. – Мне казалось, что в советское время Мурат Ауэзов не смог реализовать свой потенциал. Хотя сам писатель не был согласен с такой оценкой, что говорит о внутренней цельности его натуры, о природном характере борца».
По словам Дастана Ельдесова, существует слухи, что в советское время некий недоброжелатель донес в ЦК Компартии Казахстана, что в Мурате Ауэзове растет «волчонок». Доказательством тому он называет его статьи и книгу «Времен связующая нить», а также неизданную в советское время книге «Эстетика кочевья».
«В его редких интервью сквозила недосказанность, которую читатели могли воспринимать как последствия некоей цензуры или слежки, установленной властями в более ранние годы. Ни для кого не было секретом, что в советское время за многими известными людьми велся негласный надзор КГБ. К тому же Мурат Мухтарович родился в репрессированной семье: его мать Фатима Габитова – жена репрессированного поэта Ильяса Джансугурова. Не говоря о преследованиях его отца, Мухтара Омархановича Ауэзова», — пишет Дастан Ельдесов.
Ельдесов отмечает, что лишь в годы независимости общественности стали известны факты изоляции Мурата Ауэзова в советское время. Оказалось, что он имел запрет на профессиональную деятельность, в частности, не имел права преподавать в вузе, работать с молодежью, был неофициальный запрет на публикацию его статей, книг.
«Несмотря на значительные преграды, Мурат Ауэзов вел большую общественную работу, ее масштаб и влияние на общество трудно переоценить. Во время учебы в Москве Ауэзов сумел организовать общество «Жас тулпар». Казалось бы, что особенного в том, что для аспирантов и студентов из Казахстана в Москве читали лекции, например, о казахской культуре, этнографии, истории? Хотя в то время само слово «Алаш» и имена алашординцев были под запретом, движение «Жас тұлпар» возникло как культурная перекличка с предшествующей национально-освободительной, педагогической и литературно-художественной традицией лидеров Алаш», — считает Ельдесов.
Одним из главных достижений Мурата Ауэзова Дастан Ельдесов называет то, что он одним из первых в Казахстане в советское время открыто заявил о трагедии казахского народа: «Казахский народ за полвека пережил три трагедии: кровопролитие 1916 г., вымирание от голода в период коллективизации в 1932–1933 гг. более миллиона казахов, а в период репрессий в 1937–1938 гг. была уничтожена лучшая часть казахской интеллигенции». Также Мурат Ауэзов сподвиг отечественных писателей обратиться к запретной теме – к теме голода 30-х годов.
«В 1974 году в своем выступлении на пленуме Союза писателей он заявил: «Без освещения темы голода нельзя говорить о том, что у нас есть национальная литература». Конечно, за такие слова последовали преследования, жесткий прессинг советской системы. Как сказал писатель Смагул Елубай: «Мурат Ауэзов первым заговорил и поднял проблему голода 30-х гг. во времена тоталитарного режима, когда за это сажали в тюрьмы, – тем спас лицо и честь казахских литераторов и литературы. В нем жил дух алашординцев, и написанные им в советское время рукописи под бдительным оком КГБ не увидели света…». Влияние творческого наследия Мурата Ауэзова на национальную культуру неоценимо», — высказался Ельдесов.
Директор фонда культуры тюркских народов «Туран дунияси» Карлин Махпиров назвал кончину Мурата Ауэзова невосполнимой утратой для всего тюркского мира. Подтверждением своих слов он привел событие 1987 года, когда узбекские писатели во главе с Рауф Парфи обратились к Мурату Ауэзову подписать письмо советским властям с призывом разрешить крымским татарам возвращаться на родину.
«Он без колебаний поставил свою подпись, поддержав крымских татар в трудное для народа время. Мурат Ауэзов был первым послом Казахстана в КНР, тогда он открыто говорил о катастрофической ситуации в Уйгурии, где он не раз бывал. Мурат ага писал, как китайские власти проводят политику китаизации, уничтожая язык и древнюю культуру уйгурского народа. Он всегда искренне поддерживал дух братского азербайджанского народа», — поделился Карлип Махрипов.
Писатель Исмаилжан Иминов охарактеризовал Мухтара Ауэзова, как «совесть казахского народа». Каждый, кто делится воспоминаниями о великом культурологе, отмечает его доброту и любовь к людям.
Ранее президент Касым-Жомарт Токаев также выразил соболезнования в связи с кончиной видного государственного и общественного деятеля, культуролога, востоковеда, кавалера ордена «Барыс» I степени, дипломата Мурата Ауэзова. Глава государства назвал его выдающейся личностью и интеллектуалом, посвятившим всю свою жизнь обогащению духовного мира нации и расширению горизонтов казахской науки.
Напомним, 14 июня стало известно, что на 82-м году жизни из жизни ушел Мурат Ауэзов.