Проект строительства тюрем формата ГЧП был признан нереалистичным, но до сих пор жив
10 лет назад, в очередной раз презентуя новшества пенитенциарной системы, тогда еще министр внутренних дел Калмуханбет Касымов сообщил, что в Казахстане планируется строительство 6 тюрем в формате государственно-частного партнерства с улучшенными условиями содержания. Потом, правда, выяснилось, что такие тюрьмы стоят слишком дорог и правительство от идеи отказалось. Но, в свете громких посадок последних нескольких лет, «Голос народа» решил вспомнить о частных тюрьмах и поинтересовался в КУИС МВД РК – не нашлось ли желающих обеспечить некоторым сидельцам комфортные условия отбытия наказания? И, как сообщили нам в госоргане, задумки такие действительно есть.
Сначала небольшой экскурс в историю.
Формат ГЧП в начале нулевых был крайне популярен в Казахстане. Считалось, что частник и государство смогут создать тот идеальный симбиоз, который вдохнет жизнь в различные отрасли Казахстана.
Таким образом в Казахстане стали стремительно развиваться частная медицина и частное образование.
В 2011 году впервые заговорили о том, что по ГЧП можно строить не только больницы и детские сады, но и тюрьмы.
Доход, как предполагалось, с этого предприятия можно было бы получать двумя способами – либо открыв на территории колонии выгодное производство, либо за счет услуг для тюремного населения. В идеале – первый и второй источники дохода совмещать.
В 2014 году было впервые заявлено о том, что частные тюрьмы действительно появятся на территории Казахстана. Планировалось строить сразу 6 колоний методом ГЧП.
В качестве главного аргумента «за» такое строительство был факт высокой физической изношенности зданий имеющихся колоний.
Говорилось, что в составе комплекса зданий частной тюрьмы будет предусмотрен медицинский блок, школа, культурно-спортивный блок с магазином, библиотекой, парикмахерской и актовым залом. Арестанты будут жить в 15 жилых блоках, по 46-48 человек в каждом.
В общем, не тюрьма, а гостиница в несколько звезд.
Один минус – такое строительство обещало встать в очень круглую сумму, называлась ориентировочная стоимость одного объекта в 25 млрд тенге. Поэтому в 2017 году правительство идею забраковало.
С тех пор разговоры о частных тюрьмах в Казахстане периодически поднимались, однако до практической реализации проекта дело ни разу так и не дошло.
Однако в последние годы Казахстан стал заводить все больше уголовных дел против высокопоставленных ранее граждан, по сути, если сильно захотеть, из «сидельцев» настоящего времени можно целый Кабмин собрать.
Правда, часть экс-министров осуждены заочно и скрываются от казахстанского правосудия за границей.
Может, это оттого, что они не хотят сидеть в казахстанских тюрьмах барачного типа – подумали мы, и спросили у МВД – не планируют ли они реанимировать идею строительства частной тюрьмы?
«Ввиду того, что строительство исправительных учреждений в рамках государственно-частного партнерства ведет к большим расходам из бюджета, протоколом совещания при Заместителе Премьер-Министра Республики Казахстан Досаеве Е.А. (10 октября 2018 года №23-3/05-2098) и поручением Правительства (28 декабря 2018 года № 23-11/05-2098 п.2) принято решение о строительстве жилых блоков на территории действующих исправительных учреждений за счет средств республиканского бюджета», - ответили нам в КУИС МВД РК.
В то же время, как признал и.о. заместителя председателя комитета уголовно-исполнительной системы МВД РК Рустем Тунгышбаев, КУИС продолжает искать способы реализации проекта строительства частной тюрьмы.
«С 2021 года, совместно с потенциальным Инвестором прорабатывается вопрос строительства новых учреждений смешанной безопасности через механизм ГЧП. Инвестором разработан эскизный проект, который согласован с Уполномоченным по правам человека в Республике Казахстан и с Международной тюремной реформой по центральной Азии (PRI)», - сообщил он.
Кто именно этот частный инвестор, что он хочет разместить на территории колонии – представитель КУИС не сказал.
Однако известно, что КУИС инициировал письмо на имя президента РК с просьбой одобрить проект ГЧП с проведением прямых переговоров и заключении договоров в соответствии с подпунктом 56) пункта 3 статьи 39 Закона «О государственных закупках» (путем прямого заключения договора).
«В случае одобрения проекта ГЧП с проведением прямых переговоров, в 2024-2026 годах будет построено новое специализированное учреждение на 1500 мест в Мангистауской области с применением новых технологий. Строительство нового учреждения в данном регионе создаст условия содержания осужденным соответствующие общим мировым стандартам (Правилам Нельсона Манделлы), также обеспечит поэтапный переход от барачного к покамерному содержанию осужденных, снимет социальную напряженность в регионе», - сообщил в официальном ответе на запрос «Голоса народа» Рустем Тунгышбаев.
Как пояснили в КУИС, строить частные тюрьмы они хотят не просто так. Причина очень серьезная – казахстанские тюрьмы стремительно дряхлеют. Всего в Казахстане 79 пенитенциарных. 3 из них были построены еще в 30-х годах прошлого века, четыре - 40-х годов постройки, шестнадцать – 50-х годов и остальные 56 учреждений – 60-80 годов постройки.
«Для решения данного вопроса Комитетом УИС на постоянной основе проводится работа по улучшению материально-технического состояния учреждений, в том числе осуществления текущих и капитальных ремонтов, строительству новых зданий и сооружений», - подчеркнул Тунгышбаев.
В то же время, высокий износ казахстанских тюрем не позволяет в полной мере реализовать трудовой потенциал сидельцев.
«Практически во всех учреждениях УИС здания и сооружения, расположенные на промышленной зоне, находятся в неудовлетворительном состоянии, многие из них ремонту не подлежат, необходимо произвести демонтаж, так как они несут угрозу здоровью и жизни сотрудников и осужденных», - говорится в ответе за подписью Рустема Тунгышбаева.
Как подчеркнули в КУИС, на ремонт, модернизацию и восстановление рабочих цехов для сидельцев, у них просто нет денег.
Напомним, ранее мы рассказывали о том, в какую сумму обходится дневное содержание заключенных и сколько из осужденных в настоящее время работают.