Об этом заявил председатель Комитета по экономическим реформам и региональному развитию, депутат Нуртай Сабильянов
Закупаемые в России КТЖ вагоны за 450 млн тенге за единицу после сборки в Петропавловске дорожают до 730 млн тенге, передает «Голос народа».
Как заявил Сабильянов, в Казахстане пассажирские перевозки осуществляются акционерным обществом «Пассажирские перевозки» и 14 частными компаниями. При этом в период с 2014 по 2022 годы пассажирские перевозки железнодорожным транспортом сократились на 13%. Существует множество факторов, препятствующих росту доли железнодорожных перевозок. Из 2151 имеющегося пассажирского вагона 686 устарели. Состояние многих вагонов не соответствует санитарным нормам: чистота на нуле, кондиционеры не работают, поезда опаздывают. Всё это указывает на низкое качество обслуживания пассажиров.
«Как показано в отчете Высшей аудиторской палаты, упомянутое акционерное общество последние три года работает с убытками. А кто проверяет деятельность 14 частных компаний? Никто не проверяет. Их вагоны также не соответствуют требованиям. Даже старые вагоны можно содержать в чистоте. Я сам когда-то работал проводником и знаю, что вагоны можно поддерживать в чистоте. Поэтому министерство здравоохранения должно проводить контроль за санитарным состоянием вагонов. Мы предоставили такую возможность законодательно», — отмечает Сабильянов.
Мажилисмен сообщил, что в 2022 году был заключен финансово невыгодный контракт на поставку 537 пассажирских вагонов на общую сумму 689 миллиардов тенге. Еще одна проблема — нехватка вагонов. К 2025 году в Петропавловске акционерное общество будет собирать вагоны, произведенные в Российской Федерации. Стоимость этих вагонов составила 405 миллионов тенге. Теперь она выросла до 730 миллионов тенге, что составляет 82% от стоимости в Российской Федерации.
«Российские железные дороги покупают эти вагоны за 450 миллионов тенге. Почему же, когда эти вагоны поступают на наш завод, их стоимость резко возрастает? Кто за это ответит? Скоро планируется закупка пассажирских вагонов швейцарской компании Stadler. Стоимость такого вагона составляет 1 миллиард 300 миллионов тенге. Есть ли возможность их закупки? Не будет ли это нагружать бюджет и влиять на рост тарифов? К этим вопросам нужно подходить с большой ответственностью и улучшать обслуживание пассажиров, — добавил он.
В заключение Сабильянов подчеркнул, что следует принять меры по усилению контроля в транспортной отрасли, учитывая результаты государственного аудита. По его словам, Комитет подготовил соответствующие рекомендации и будет работать над законодательными инициативами.