Они занимаются спортом, участвуют в соревнованиях и рожают детей
Казахстанские спортсмены, перенесшие трансплантацию органов и находящиеся на диализе планируют этим летом отправиться на Европейский Чемпионат. Национальная сборная уже сформирована, и настрой у спортсменов боевой. С журналистом редакции «Голос народа», казахстанцы, перенесшие пересадку органов, поделились историями о том, как они пришли в спорт и рассказали о трудностях, с которыми сталкиваются люди с диагнозами.
Светлана Маметаина еще несколько лет назад она даже не задумывалась о спорте после перенесенной операции. А уже сегодня она вместе со своей командой участвует в соревнованиях в Астане для людей, перенесших трансплантацию органов.
«Моя операция прошла в 2014 году. Я получила почку от родственного донора. Мне отдала ее сестренка. Все прошло хорошо, благодаря врачу. И вот сейчас мы со своей командой приехали участвовать в соревнованиях. Они и пригласили меня в спортивную команду. Хорошо, что в нашей стране такие мероприятия поддерживают. Но есть другая большая проблема – нехватка доноров. Трупное донорство в Казахстане остановилось, но мы хотим конечно, чтобы люди понимали это все и помогали. Мы хотим, чтобы трупное донорство у нас развилось больше, чем от родственного донора. Люди, которые здоровы они не пережили просто то, что пережили и видели мы. Когда ты все сам это переживаешь, уже хочется помогать, чтобы людей на диализе было меньше», – рассказала свою историю Светлана Маметаина.
Казахстанцы с донорскими органами уверяют, что благодаря трансплантации после долгой болезни, они смогли снова чувствовать себя как раньше. История Мариям Доскаевой подтверждает, что после пересадки органов можно вернуться к привычному образу жизни. Несмотря на риски и предупреждения казахстанских врачей, женщине удалось забеременеть и родить здорового ребенка.
«В 2010 году у меня отказали почки. Я была молодая и особо каких-либо проблем у меня не было. Но потом у меня начало резко подниматься давление, мне постоянно вызывали скорую, а позже поставили диагноз -хронический гломерулонефрит. Затем я попала на гемодиализ, на котором я пробыла 2 года и потом мне трансплантировали почку в Астане. В 2015 году я очень хотела стать мамой. Приехала в Астану, проконсультировалась, но мне отказали. Так как у нас опыта в Казахстане нет по рождению детей после трансплантации. Я обратилась в Москву, где нашла профессора, которая согласилась меня наблюдать, вести беременность. Все прошло благополучно. По Москве я вторая женщина, которая родила естественными родами. Моему сыночку 7 лет, и он уже закончил первый класс», – рассказала женщина.
По словам участников соревнований, трупное донорство не развито в Казахстане из-за неосведомленности людей о проблеме пациентов на диализе. Один из спортсменов даже предложил платить всем благотворителям, чтобы решить проблему с дефицитом донорских органов.
«Недавно в Мексике оценили стоимость почки в 10 тысяч долларов (4 млн 500 тысяч тенге). Я предлагаю нашему правительству, начать платить родственникам, которые являются трупными донорами, определенную сумму. Тогда система трансплантации в Казахстане будет более развита. Например, мне свой орган отдала родная сестра. Но ведь некоторые люди просто еще не осознали какая это тяжесть для больных, которые находятся на диализе или нуждаются в пересадке сердца. Эту проблему надо широко освещать и материально стимулировать доноров», – посоветовал спортсмен Сейтжан Жамел из Актобе.
Отметим, что сегодня около 4 тысяч казахстанцев остро нуждаются в пересадке органов, среди них 109 детей. Счет у некоторых пациентов идет не на дни, а на часы.
По информации министерства здравоохранения, чаще всего казахстанцы нуждаются в пересадке почки- 91,2%, печени – 4,6%, сердца – 3,7%, легких-0,4%, легочно-сердечный комплекс – 0,1%.
Ранее мы сообщали, что с 21 по 28 июля в Португалии будет проходить очередной Европейский Чемпионат, на который уже сформирована национальная сборная команда. Они планируют принять участие в соревнованиях, однако отсутствие финансирования для регистрационного сбора может сорвать поездку спортсменов.