поиск
×
Политика

Никто не хочет «отвечать» за слова: почему в Казахстане нет закона о лоббизме?

Как уверены политологи, такой закон заставит многих политиков и активистов показывать свои денежные потоки

Анна Величко
10 июня 2024 года в 16:43

Никто не хочет «отвечать» за слова: почему в Казахстане нет закона о лоббизме?
Фото: Голос народа

Вот уже более 30 лет в Казахстане с перманентным энтузиазмом пытаются принять закон «О лоббистской деятельности». Как справедливо отмечают сторонники такого документа, ситуация, когда лоббисты в стране есть, а закона, регулирующего эти процессы – нет, выглядит как минимум странно, если не сказать подозрительно. Ведь каждая принятая законодательная поправка в результате кому-то приносит колоссальную выгоду. Что надо сделать для того, чтобы страна знала – кто, а главное – за какую сумму пролоббировал чьи-то интересы на самом высоком уровне, а также – чью репутацию сможет испортить легализация лоббизма в Казахстане, обсудили эксперты в рамках первого заседания диалоговой площадки Astana Open Dialogue, передает «Голос народа».

Открывая первую сессию избранного по новым правилам парламента в 2023 году, президент РК Касым-Жомарт Токаев отметил, что в стране существует кулуарное лоббирование интересов финансово-промышленных групп и поэтому надо изучить международный опыт законодательного регулирования и контроля лоббистской деятельности. С тех пор прошло больше года, депутаты приняли уйму различных законов, однако до рассмотрения проблем лоббизма так и не дошли.

Впрочем, как подчеркнул в своем выступлении мажилисмен Айдос Сарым, так или иначе, но барьеры для кулуарной лоббистской деятельности он и его коллеги пытаются выстроить. К примеру, в недавно принятом законе «О госзакупках» уже заложен общественный контроль, разрабатываются различные механизмы повышения прозрачности деятельности госслужащих и политиков в рамках обсуждаемого сейчас закона «О борьбе с коррупцией».

Между тем, бытует мнение, что именно депутаты, которые могут, по наущению лоббистов, добавлять в законопроект те или иные поправки, главные противники закона о лоббизме.

Как уверяет Айдос Сарым, все совсем иначе.

«Депутаты «за» закон «О лоббизме». Потому что нам очень хочется знать кто двигает ту или иную поправку. Когда заходит та или иная инициатива, нам тоже всегда хочется знать – кто за ней стоит. А сейчас очень много непонятностей. Мы видим, что появляются какие-то дикие бюджеты, организуются дискредитационные кампании, которые ищут грязь даже там, где ее нет. Но кто за этим стоит – неизвестно», - объясняет он.

По словам депутата, помимо всего прочего, закон «О лоббизме» станет отличным стимулом для развития гуманитарных наук в Казахстане – социология, политология и другие.

«Если я чего-то хочу добиться на законодательном уровне, то прямо заявляю об этом, обозначаю бюджет, говорю, что найму столько-то блогеров, проведу столько-то конференций и так далее. Если институт лоббизма у нас реально появится, то, я уверен, у нас начнутся развиваться и смежные отрасли. К примеру – социология. Надо ведь видеть динамику – сколько людей поддерживали сначала, сколько поддерживает сейчас? Будет спрос на аналитику, потому что все эти данные надо анализировать. А вот чего точно станет меньше, так это непонятных людей, которые ходят по кабинетам с чемоданами, портфелями и коробками», - говорит он о важности закона «О лоббизме».

Со-основатель площадки Astana Open Dialogue, политолог Марат Шибутов, между тем, в то, что в Казахстане скоро появится закон «О лоббизме», не верит.

«Если будет введен закон «О лоббизме», то видны ведь будут не только бизнесмены, которые пролоббировали те или иные поправки, но и все остальные. Каждый чиновник, который внес поправку будет виден, каждый общественник. Причем они же должны аргументировать свое предложение. И это будет зафиксировано. А многие не хотят раскрывать себя. У нас и отрасли экономики зачастую совсем не горят желанием показывать свои бизнес-процессы и, особенно – финансовую сторону», - объясняет он свою точку зрения.

Кроме того, как подчеркивает политолог, принятие закона «О лоббизме» оставит без дополнительных финансовых потоков многих казахстанских политиков: сейчас, когда все вопросы решаются кулуарно, лоббизм происходит через тех, кто на него согласен. А вот если каждая поправка будет фиксироваться чьим-то авторством и аргументацией, а интересы тех или иных групп начнут четко артикулироваться, лоббисты будут стараться заручиться поддержкой политиков и депутатов с кристально чистой репутацией и годами выверенными взглядами.

Между тем, как отмечает управляющий партнер Qazaqstan Institute of Social Studies Азиз Искаков, на международном уровне Казахстан вполне успешно применяет механизмы легального лоббизма. Так, к примеру, он напомнил о существовании договора Минюста Казахстана с международным консалтинговым агентством о представлении интересов нашей страны в США и Италии с почасовой оплатой услуг. Час работы международных лоббистов, к слову, стоит 1360 долларов.

В Казахстане, как уверен эксперт, лоббизм тоже есть. Расценки, конечно, ниже, чем в мире, но при этом финансовые потоки нелегальны и не облагаются соответствующими налогами.

«Нам нужны более прозрачное и подотчетное не только правительство, но и парламент. Мы должны видеть на каком этапе и как принимается та или иная инициатива, на основе каких данных? Потому как зачастую все ссылаются на какую-то абстрактную политическую целесообразность, за которой прячутся либо цифры, либо незнание, либо коррупция. А иногда – все вместе», - подчеркивает эксперт.

Между тем, не смотря на все разговоры о важности регулирования лоббистской деятельности, соответствующий закон не может появиться уже более 30 лет. В самых общих чертах, он должен был бы быть некой калькой с принятого уже почти 80 лет назад американского закона. В нем прописано, что каждый, кто занимается лоббистской деятельностью, сдает четкую отчетность – от кого получал финансирование и за что именно. И те, кто добивается принятия тех или иных законодательных поправок через лоббистов – тоже должны сдавать финансовую отчетность. И если где-то имеются хотя бы малейшие расхождения, начинается строгое следствие.

В Казахстане же истинные заказчики тех или иных законодательных инициатив находятся в тени, прикрываясь мнениями гражданских и политических активистов либо же просто – «пропихивая» нужные нормы через «своих» сотрудников различных министерств и депутатов.

Новости партнеров

Вам будет интересно