Большинство мажилисменов уверяют, что казахстанцы стали меньше уклоняться от службы, чем раньше
Весенний призыв продолжается. В этом году он стартовал с 1 марта и продлится до 30 июня. Все 3 месяца некоторые казахстанцы находятся в стрессовом состоянии. Они неохотно отправляют своих детей на службу, а другие и вовсе испытывают страх, как только слышат об армии. Журналист редакции «Голос народа» решила поинтересоваться у депутатов мажилиса, не страшно ли им отпускать детей отдавать честь родине в современных реалиях.
Мы также поинтересовались у депутатов, много ли, по их мнению, в стране молодых «беглецов», которые не хотят служить. И тут их мнения разделились.
«Такая тенденция берет свое начало еще с 90-х годов. Потому что после развала союза и началась неразбериха в армии, очень много фактов дедовщины и тому подобное. Здесь я вынужден сослаться на уполномоченные органы, на доклад министра обороны, когда он приводил цифры, где ситуация немножко устаканилась, но проблема тем не менее остается и мы об этом знаем. Информация сейчас очень быстро разлетается. Если сейчас в Казахстане в какой-то воинской части происходит какой-то несчастный случай, то узнает вся Республика. Мое мнение такое, что сейчас ситуация нормализовалась, уклоняться стали меньше, тем более у нас сейчас рассматривается новый законопроект о теробороне. У меня пятеро детей и сын, который сейчас учится в 9 классе. Я планирую его отдать в военную школу. Я хочу, чтобы он был военным и служил в рядах казахстанской армии», – поделился планами депутат Абзал Куспан.
Сын мажилисмена Кенжегула Сейтжанова служит в армии по собственному желанию. И сам депутат, как человек с инвалидностью, считает, что отдавать долг родине должен каждый гражданин.
«Мой сын тоже служит в армии. Он сам захотел. Когда ему сказали, что у него какое-то заболевание, ему дали время, он вылечился и опять сдавал все тесты. Я считаю, что каждый мужчина, парень должен нести ответственность, гражданский долг. Я бы тоже пошел, хоть у меня и отсутствует зрение, может даже как оратор, музыкант, я бы тоже внес свой вклад. Я, как человек с инвалидностью, вошел в специальный проект по территориальной обороне, и я хочу дать поправку для того, чтобы такие люди тоже могли служить в армии. Например, как IT-специалисты и так далее. Потому что это долг и чувство причастности к защите своей страны», – прокоммнтировал депутат.
Как показали неоднократные опросы редакции «Голос народа», родители с опаской отдают своих детей в армию, особенно мамы, поэтому мы также спросили у мажилисвумен Екатерины Смышляевой, отпустила бы она своих детей.
«У меня 2 девочки, если они пожелают служить, то я думаю, что наверное, я не буду этому препятствовать. Если бы был сын, то конечно», – ответила она.
Депутаты отмечают, что казахстанская армия становится в прямом смысле более безопасной: фактов дедовщины меньше и имеется открытый доступ к родительскому контролю.
«От армии с каждым годом бегают все меньше и меньше. 2 или 3 года назад число людей, которые так или иначе сбегали достигало 21 или 22 тысячи, то после тех мер, которые начали принимать в поддержку армии, увелечинение социального пакета, стало меньше. Но несмотря на многочисленные улучшения условий службы, все равно остается ряд проблем», – поделился мнением Айдос Сарым.
Ранее в студии «Голос народа» летчик-истребитель, полковник в отставке, военный аналитик Ермек Сейтбатталов рассказал, что такая практика укрывательства от службы в армии среди молодых казахстанцев действительно развита и он назвал причины такой «болезни».