Даже Илон Маск прогнозирует падение популярности доллара, но затронут ли эти прогнозы Казахстан?
Отдельные эксперты, особенно российские, «хоронят» доллар много лет подряд, но «зеленый» все также крепок в своем курсе. Вот только надолго ли? В мае 2024 года крах американской валюты прогнозирует даже эксцентричный американский миллиардер Илон Маск, а Китай все чаще расплачивается со своими зарубежными партнерами в юанях. Стоит ли в свете этих новостей беспокоиться и избавляться от долларов простым казахстанцам? «Голос народа» обсудил денежный вопрос с финансистами.
Финансовый аналитик Андрей Чеботарев оперирует цифрами: доля доллара в трансграничных платежах Китая упала с 84,3% в 2010 году до 42,8% в марте 2024 года, то есть практически в два раза.
Однако, как подчеркивает Чеботарев, Китай – это далеко не весь мир. И мировой оборот доллара при этом в международных расчетах вырос с 87% в 2013 году до 88,5% в 2022 году. Немного, конечно, но явно не падение.
«Советские, а потом и российские экономисты говорят о крахе доллара с начала холодной войны. Но как-то он с тех пор никак не обрушится. При этом и СССР, и Россия прекрасно вкладывались в американскую ипотеку, хотя у них у самих ставка по ипотеке была 10%, но шли почему-то в американскую под 2%. Даже без глубинных анализов понятно, что если б это не было выгодно и надежно, никто бы так не делал. Так что крах доллара – это исключительно политическая риторика и на самом деле его гегемонии ничто не угрожает», - говорит он.
Доля юаня, к слову, за 2013 – 2022 годы выросла с 2,2% до 7%. То есть, медленная дедолларизация, как не крути, идет.
Но, как предполагает финансовый аналитик, менять доллары на юани явно преждевременно.
«У Китая есть куча своих внутренних проблем, которые надо решить. К примеру, строительный сектор, который уже давно из драйвера экономики превратился в ее дотационный сектор. И вторая крупная проблема Китая – это рождаемость. В прошлом году Китай стал вымирать. Страна придумала программу по экспансии своих товаров на зарубежные рынки и, в этом ракурсе, говорить о крахе доллара преждевременно», - резюмирует Андрей Чеботарев.
Что же касается России, то, как уверен эксперт, у нее не настолько крупная экономика, чтобы говорить о серьезном влиянии на мировой валютный миропорядок.
И в подтверждение своих слов он приводит еще один очень веский довод:
«В торговле с Китаем мы используем доллар, а в торговле с Россией мы в основном пользуемся тенге, потому что рубль стал крайне токсичной валютой, сложной в обслуживании», - напоминает финансовый аналитик.
Финансист Арман Бейсембаев подчеркивает: в современном мире, на самом деле, возможен любой сценарий. Возможно, доллар и впрямь рухнет.
«Крах доллара, безусловно, когда-нибудь наступит. Вопрос только в том, когда это случится. Это может произойти как через полгода в результате каких-то военных событий или же внутренних проблем США, так и лет через 50 по тем же причинам», - говорит он.
Как предполагает казахстанский эксперт, прогнозы Илона Маска, который связывает возможный крах доллара с чрезмерным госдолгом США, не лишены оснований. Уже сейчас уровень госдолга США превышает на ВВП страны более чем на 20%. Но насколько это критично для американской экономики – неизвестно.
«Пока они свой долг обслуживают. И надо помнить, что 60% их обязательств – это внутренний долг, причем этот долг, опять же, в долларах США. Так что в случае чего можно напечатать еще долларов и расплатиться по счетам. Да, это, скорее всего приведет к огромной гиперинфляции в США, но я не стал бы даже на этом фоне говорить о крахе доллара», - говорит Арман Бейсембаев.
Как напоминает финансист, доллар в современном мире – не просто валюта. Это понятная мера стоимости, как килограмм – мера веса, а метр – мера длины.
«Пока не будет придумана альтернативная система определения стоимости той или иной валюты по отношению к другим, или какая-то принципиально иная система расчетов, с которой будут согласны все страны, альтернативы доллару нет», - уверен Бейсембаев.
Что же касается возможной замены долларов на юани, то, как предполагает финансист, в текущих условиях это фактически невозможно.
«Чтобы юань стал основной мировой резервной валютой, Китаю надо открыть все границы и снять все барьеры, а еще перестать контролировать свою валютную систему. Проще говоря – полностью открыть свой фондовый рынок, полностью открыть свою экономику и, более того, из экспортоориентированного государства превратиться в импортоориентированное. По сути, это значит – «убить» свою экономику. Как, к слову, сделали в свое время американцы: по мере того, как доллар расходился по миру, США все больше деиндустриализировались – закрывались фабрики, заводы. Производства переезжали в тот же Китай. Иначе никак. Потому что в чем секрет популярности доллара? Потому что все, что производится в мире, можно продать Соединенным Штатам. А за какую валюту они будут покупать? Правильно – за свою. Это всегда так: продавец подстраивается под покупателя», - объясняет Арман Бейсембаев.
Сейчас, в силу различных причин, мир делится на различные валютные зоны. Увеличение взаиморасчетов в национальных валютах – один из видов этого деления.
Но, опять же, такие взаиморасчеты возможны только при относительной соразмерности экспорта и импорта.
«Вот, к примеру, Россия продает энергоресурсы в Индию на очень большие суммы. Но эти деньги фактически застряли в воздухе: деньги не покидают пределов Индии. Потому что столько рупий России просто не нужно – не покупает она в Индии товаров на столь же большие суммы! А как конвертировать эти рупии в рубли, когда Россия под санкциями? Только какими-то серыми схемами, но это тоже не самое выгодное решение», - говорит Бейсембаев.
Экономист Ануар Нуртазин признает, что вероятность краха доллара, как и любой другой валюты, конечно же, есть.
Вот только «пасть» зеленый может только в результате какого-нибудь глобального потрясения. Возможно это будут какие-то неразрешимые внутренние проблемы американской экономики, возможно – третья мировая война. И этот сценарий в современном мире вовсе не кажется совсем уж невозможным.
«Сейчас все экономисты отмечают, что страны наращивают военные бюджеты, то есть переход на военную экономику идет и прогнозы в этом вопросе не самые позитивные. Но если третья мировая война произойдет, она многое поставит на свои места: победитель получит карт-бланш во многих вопросах, прощение всех долгов. При этом единственная страна в мире, которая хотя бы чисто гипотетически может претендовать на мировое господство – Китай. Но, поверьте, когда главной резервной валютой окажется юань, господство доллара всем покажется счастливым прошлым», - делится мрачными прогнозами на будущее экономист.
Он напоминает, что китайская валюта – крайне закрытая, никто за пределами кабинетов китайских идеологов не знает толком как формируется ее курс и чем именно подкреплена ее стоимость.
Кроме того, крах доллара спровоцирует автоматически и крах всех других валют, рассчитываемых от курса доллара.
«Есть прогнозы, что доллар может обесцениться в 9 раз, но думать, что тенге при этом останется на том же уровне и мы сможем покупать доллары по 50 тенге за штуку – ошибка. Наша валюта, которая во многом зависит от спроса на нее в долларах, обесценится еще сильнее», - объясняет Ануар Нуртазин.
В то же время, как подчеркивает экономист, это очень пессимистичный сценарий, который вряд ли сбудется. А вот для рубля казахстанский эксперт прогнозирует достаточно сложные времена.
«Российский рубль будет скорее всего падать, потому что у него нет никаких точек роста. Сейчас рубль крепнет, потому что импорт в Россию из-за санкций упал до минимума. Второй фактор – постепенный ввод новых российских олигархов под европейские санкции. При этом ставка в самой России задрана максимально высоко. Да, они стимулируют покупательскую способность через «гробовые» и другие выплаты. Раньше эти деньги шли в автомобили или недвижимость, сейчас, из-за высокой ставки, с кредитованием в РФ очень плохо. А это значит, что российская валюта будет дешеветь», - резюмирует Нуртазин.