поиск
×
Казахстан

Золотая лихорадка продолжается? Что происходит в Маралды

Сельчане ВКО не хотят видеть иностранных инвесторов в регионе

Сауле Саденова
12 июня 2024 года в 09:32

Золотая лихорадка продолжается? Что происходит в Маралды
Фото: «Голос народа»

Золото и недра Восточного Казахстана продолжают не давать покоя инвесторам. В регионе представлены множество иностранных и отечественных недропользователей, в том числе добытчиков золота. Однако есть совершенно уникальный случай: вот уже несколько лет подряд жители небольшого села Маралды,  что в Курчумском районе, выступают категорически против золотодобычи рядом с ними. Иностранный инвестор обещает устроить на фабрику всех трудоспособных жителей поселка, построить дороги, соцобъекты в населенном пункте и уверяет в безопасности проекта, однако люди ему категорически не верят. Они развернули целую кампанию против золоторудного производства в соцсетях, ездили в Астану и даже привлекали за свой счет экологов, чтобы доказать: такое производство региону не нужно. Почему сельчане выступили против казалось бы перспективного проекта разбирался «Голос народа».

Окруженное живописными пейзажами, затерянное на просторах ВКО село Маралды, расположенное в 450 км от областного центра Усть-Каменогорска, неожиданно стало ньюсмейкером республиканских СМИ еще в 2022 году. В районе обнаружили золото, а после решения построить в окрестностях золотодобывающую фабрику, последовала череда громких скандалов. Их эхо докатилось и до столичный коридоров, высокопоставленные чиновники прокомментировали ситуацию. После скандалов ожидаемо сразу же вспомнили и о жителях отдаленного села, каждую зиму нередко полностью отрезанного от мира из-за заснеженных дорог. Разведку здесь вело горнорудная компания ТОО Maralicha-Gold, учредителем выступила компания «ВСАМ продакшн».

Чем известен Маралды?

Село находится в экологически чистом районе, рядом с природным заповедником - Катон-Карагайским национальным парком, и близ крупных рек – Курчум, Маралиха, а также небольших рек впадающих в Иртыш и Бухтарму. В водах этих рек обитают краснокнижные уникальные виды рыб, в том числе таймень, хариус, ускуч.

Рядом с Маралды находятся древние курганы Береля, именно здесь в начале двухтысячных были вскрыты сакские курганы, а золотые изделия, найденные там, ныне украшают республиканский музей в Астане.

Цианид отравит воду?

Планам добывать здесь золото сельчане возмутились еще несколько лет назад. Сразу после того, как стало известно о строительстве фабрики по добыче и переработке окисленных золотосодержащих руд производительностью 250 тысяч тонн в год с применением цианида натрия. По мнению местных жителей, цианид натрия – яд, который загрязнит реки и почву экологически чистого заповедного района.

В мае прошлого года выяснилось, что у компании нет разрешения на добычу золота в поселке Маралды. Однако, как утверждают сельчане, золотобытчики уже провели взрывы, после которых село накрывало пылью.

Сельчане не раз записывали обращения к ответственным ведомствам, экологам, где просили помочь разобраться с вопросом добычи золота вблизи села. Хотя, судя по комментариям чиновников, поводов для беспокойства вроде бы нет. Казахстанцев заверили, что проект одобрили профильные министерства, получены различные заключения о безопасности производства для окружающей среды. Также заявили, что с жителями провели общественные слушания и круглые столы, на которых эксперты различных ведомств и организаций дали исчерпывающие заключения об экологической безопасности проекта.

Однако для местных такие, казалось бы, весомые аргументы не возымели решающего значения. Вопросы все равно остались. На одной из последних встреч более 100 сельчан провели очередное собрание, где в который раз выступили против строительства золотодобывающей фабрики в Маралды. Тогда, по данным местного акимата, собравшиеся ворвались на фабрику, повредили имущество, избили рабочих. В результате сотрудникам и охранникам предприятия пришлось покинуть территорию, на место же вызвали правоохранителей и ОМОН. Позже департамент полиции ВКО области отчитался о следственных мероприятиях в рамках досудебного расследования.

Инвестор и чиновники, в свою очередь, не единожды выступали перед сельчанами, демонстрировали слайды о будущем процветании Маралды, а также уверяли, что технология будущей добычи золота абсолютно безопасна как в процессе, так и для экологической безопасности региона.

Две реки и зарытые родники

Местные жители рассказали редакции «Голос народа», почему они так противятся строительству фабрики. По их словам, все обещания о безвредности производства – не более чем слова.

«Ситуация такая: с 2022 года в селе Маралды с применением цианида хотят добывать золото. Народ против применения цианида. На высоте тысяча метров построили фабрику, закопали родники. А ведь в этом году многоводие и родники прорвались струей, через бетон фонтаном бьют», – говорят обеспокоенные сельчане.

«Народ боится. У нас тут две реки, третья небольшая река Караотколь. Карьер рядом с рекой Маралды 300 метров всего. Все рядом. И народ боится, потому что цианид – это яд, если попадет в эти реки, что будет? Две реки втекают в Иртыш, Зайсанское озеро и самый большой водозабор в ВКО – Бухтарма. Все они будут отравлены. В общем жители боятся, что все живое, будет уничтожено», – считают местные жители.

По их мнению, решение идет вразрез заявлениям президента о необходимости экономить водные ресурсы в стране, испытывающей вододефицит.

«Власти говорят, экономьте, вода дороже, чем золото будет, слышим, что из-за воды война может быть. А мы что делаем? Нам говорят, ущерба не будет природе – на самом деле ущерб будет колоссальный. Эту катастрофу хотят устроить своими же руками. Даже не специалисты это понимают. У нас же климат, зимой очень много снега падает, это прорвет же все на деревню. Весь этот яд в реке Маралды будет», – продолжают стоять на своем восточноказахстанцы.

Впрочем, против строительства проышленного объекта далеко не все маралдинцы.  Некоторые считают, что работа завода поможет развитию небольшого села, а жители смогут трудоустроиться. 

«Сейчас у нас дороги делают. Медпункт работает, школа есть, интернет работает. Но кому это нужно, если нету работы и постоянного заработка? Я лично поддерживаю строительство фабрики. Чтобы село развивалось, люди работали, молодежь не уезжала. Здесь не больше 100 дворов осталось. Но в случае, если фабрика заработает, многие сельчане смогут трудоустроиться рядом с домом на хорошую зарплату. Не все конечно поддерживают фабрику. Но желающих работать тут много», – высказалась другая жительница Маралды.

В свою очередь, в областном акимате проект считают прибыльным, от которого в бюджет региона ожидается поступление миллиардов тенге налоговых отчислений.

«Общая стоимость инвестиционного проекта по строительству золотоизвлекательной фабрики составляет 56 млн. долларов США, из которых уже инвестировано 20 млн. долларов. Данный проект очень важен для региона, так как ожидаемая сумма налогов и отчислений в бюджет на 2024-2029 годы составит 7,3 млрд тенге. Вместе с тем, это дополнительные рабочие места. На сегодняшний день планируется трудоустроить 295 человек, из которых 19 уже работают. Также инвестор планирует оказать социальную поддержку развитию сельского округа, в том числе на улучшение материльно-технической базы социальных объектов образования, культуры, оказание постоянной помощи сельчанам», – сообщил редакции «Голос народа» руководитель управления общественного развития ВКО Серик Женисов.

Министр промышленности Канат Шарлапаев и вовсе, комментируя вопрос Маралды, не стесняется в выражениях и намекает, что ездили в Астану, вызывали экологов и пишут посты в соцсетях  маралдинцы не просто так.

«Ответственный иностранный инвестор пал жертвой активности очень небольшой группы людей, которые под предлогом экологических опасений ограничивают развитие самого села Маралды. Позиция у меня следующая: приходит инвестор, вкладывает деньги, строит фабрику… Чуть более 300 человек живет в Маралды. Каждому из них было приготовлено рабочее место», – заявил чиновник.

В Министерстве водных ресурсов нам рассказали, что в Усть-Каменогорске прошло совещание с участием уполномоченных государственных и местных исполнительных органов, а заключение было выдано бассейновой инспекцией.

«В ходе совещания были внимательно рассмотрены исторические сведения о подземных водах, а документы по строительству завода направлены в Восточно-Казахстанский межрегиональный департамент геологии «Востказнедра». Ранее свое заключение по надземным водам рядом с золотодобывающим заводом дала Ертисская бассейновая инспекция. Кроме того, 24 мая этого года свои разъяснения по ряду вопросов, интересующих жителей Курчумского района, дали вице-министр промышленности и строительства И. Шархан, председатель Комитета экологического регулирования и контроля Министерства экологии и природных ресурсов Е. Кожиков, руководитель Управления по поиску и разведке подземных вод Департамента подземных вод Министерства водных ресурсов и ирригации Б. Бегалиев и заместитель акима Восточно-Казахстанской области Д. Сапанов», – ответили в пресс-службе Минводы.

За чей счет банкет?

Надо отметить, ВКО издревле считается золотоносным регионом. В Глубоковском районе, в селе Секисовка с 2008 года работает фабрика по золотодобыче, центральный офис компании находится в Лондоне. Однако, пример села Маралды уже заставляет задуматься о будущем и другие поселки ВКО.

Мы побеседовали и с жителями других сел ВКО, расположенных на берегу Бухтармы.

«Да, мы слышали. Знаем, что Маралдинцы против выступают, с ними мы согласны. Здесь вопрос касается не только Маралды, но и всех нас. Бухтарма нас кормит, от голода спасала в тяжелые годы. Фабрика погубит Бухтарму. Зачем злят народ, запугивают полицией? Мы здесь живем, земля наша, фабрика нам тут не нужна. 30 лет Независимости, а вы наши дороги видели? Приедьте, посмотрите. Переправа не работает зимой. Мост начали строить, так и не понятно, когда достроят. Обещаниям мы не верим, здесь вопрос стоит жизни», – отмечает житель села Самарское Бахытжан.

Такого же мнения и жители Миролюбовки, села, расположенного на берегу Бухтарминского водохранилища.

«Это вообще беспредел. Откуда пришли эти промышленники, туда пусть и уходят», – говорит другой сельчанин.

Кто прав в этой истории и действительно ли обоснованы опасения восточноказахстанцев? Чем закончится скандал со строительством фабрики в небольшом селе в ВКО пока неизвестно. Между тем, жители настаивают, что инвесторы так и не успев достроить фабрику, вопреки запрету, срок которого завершится только 1 июля, уже приступили к взрывным работам и добыче золота.

Ранее мы сообщали, что в июне 2022 года сельчане выступили против строительства фабрики по добыче золота в ВКО. Спустя год, в июле 2023-го произошел конфликт жителей села Маралды с золотодобытчиками.

Новости партнеров

Вам будет интересно