поиск
×
Казахстан

Редкий, но меткий: смогут ли литий и тантал заменить нефть в казахстанском бюджете?

Сейчас в Казахстан иностранные инвесторы едут за редкоземельными металлами, как когда-то приезжали за нефтью

Эльдар Аланов
25 мая 2024 года в 11:19

Редкий, но меткий: смогут ли литий и тантал заменить нефть в казахстанском бюджете?
Коллаж: Голос народа

Если еще лет 30 назад считалось, что «географическую лотерею» выигрывают страны с большими запасами нефти и газа, то сейчас все чаще международные эксперты, а также крупные политики говорят о том, что горючие полезные ископаемые сменяют редкие и редкоземельные металлы. Казахстану, получается, повезло дважды: согласно официальным данным, этих химических элементов в наших недрах на триллионы долларов. Вот только сможем ли мы их добыть? А еще важнее – создать на базе добычи реальное производство? «Голос народа» попытался понять в чем преимущества редкоземельных металлов и с какими сложностями рискует столкнуться Казахстан при их извлечении?

О том, что редкоземельные металлы Казахстана вызывают с каждым годом все больший интерес мировых инвесторов, свидетельствует уже то, что эта тема регулярно поднимается на встречах казахстанского президента с его европейскими коллегами. А не так давно бывший представитель Агентства США по международному развитию Хавьер Пьедра и вовсе высказал предположение, что Казахстан может потеснить на мировом рынке Китай, который сейчас контролирует примерно 70% мирового рынка РЗМ.

В министерстве промышленности РК «Голосу народа» сообщили, что пока доля производства РЗМ в обрабатывающей промышленности составляет скромные 0,6%, а в металлургии – 1,5%. Однако отметили, что уже сейчас Казахстан производит металлы, которые считаются важными в экономике многих индустриальных стран. Это – титан, бериллий, тантал, ниобий, рений и другие металлы. С учетом анализа рынков и существующих производственных мощностей, также потенциала минерально-сырьевой базы, драйверами роста производств редких металлов могут стать производство лития, вольфрама, никеля, кобальта и галлия.

«В настоящее время Министерством осуществляются поисковые работы с целью выявления залежей редких и редкоземельных металлов на 12 объектах. Особую группу редких металлов в Казахстане составляют редкие рассеянные и редкоземельные элементы, которые не образуют собственных месторождений, а являются элементами-спутниками в рудах различных месторождений Казахстана и могут извлекаться при комплексной их переработке. Наиболее высокие оценочные запасы по РЗМ в Восточно-Казахстанской и Северо-Казахстанской областях. В месторождениях урана, цветных, черных и благородных металлов государственным балансом учтены следующие попутные элементы: селен, теллур, германий, галлий, индий, таллий, висмут, гафний, скандий, кадмий, рений, осмий, иттрий», - рассказал «Голосу  народа» вице-министр промышленности и строительства Иран Шархан.

При этом, как недавно заявил в своем депутатском запросе сенатор Андрей Лукин, по оценкам Всемирного банка, в Казахстане насчитывается более пяти тысяч неразведанных месторождений стоимостью свыше 46 трлн. долларов.

Есть среди них и абсолютно уникальные.

«Среди дорогих металлов есть и искусственно выведенные редкоземельные металлы, их не так много, но среди дорогих встречается Осмий-187. Согласно открытым данным, один грамм элемента Осмий-187 может стоить от 10 до $200 тыс. долларов. Необходимо отметить, что Казахстан является единственным производителем и держателем моноизотопа Осмия-187, получаемого из природного сырья. Металл извлекается от отходов, образующих при переработке жезказганских медных руд», - напомнил он.

При этом, по словам сенатора, желающие добывать редкие и редкоземельные металлы сталкиваются в Казахстане с целым рядом проблем.

«Одна из них – это необходимость совершенствования технологий добычи и переработки, чтобы они были экологически безопасными и экономически эффективными. Также проблемой является привлечение инвестиций и трансфер технологий для разработки месторождений», - перечислил Лукин.

В минпромышленности этих проблем не отрицают, более того, называют и другие.

«На сегодняшний день основными проблемами отечественной отрасли РЗМ являются: - низкий уровень проведения геологоразведочных работ; - низкий уровень оценки и коммерческой эксплуатации объектов техногенных минеральных образований (далее – ТМО); - отсутствие открытого доступа к балансовым запасам некоторых РМи всех РЗМ (данные относятся к государственным секретам); - отсутствие внутреннего потребления РМ и РЗМ продукции, в том числе индустрии высоких технологий; - изношенность основных фондов предприятий; - отсутствие передовых технологий разведки, извлечения и переработки; - неразвитость нормативной правовой базы отрасли РМ и РЗМ», - перечисляет Иран Шархан.

Чтобы стимулировать инвесторов активнее вкладываться в геологоразведку и добычу редкоземельных металлов, государство снизило для них налог на добычу полезных ископаемых. В зависимости от важности редкого металла, за него инвесторы платят от 1% до 7,8%.

При этом, как признают казахстанские и международные эксперты, самостоятельно, без поддержки извне, Казахстану развить эту отрасль будет фактически нереально. Вот только с иностранными продвинутыми технологиями добычи Казахстан уже сталкивался в прошлом веке, начиная разработку нефтяных месторождений. В прошлом году, наконец, Касым-Жомарт Токаев поручил заключенные в те годы кабальные контракты с иностранными инвесторами.

Как предположил в своей статье международный консультант Хавьер Пьедра, прошлых ошибок Казахстан уже не повторит.

«Астана будет настороженно относиться к дипломатам, иностранным консультантам и горнодобытчикам с устаревшим взглядом на мир и необоснованными геополитическими амбициями. Страны Центральной Азии будут препятствовать попыткам проникнуть к ним «через задний ход». Такие хитрости могли работать в 90-е, но не сейчас», - говорит он.

Тем не менее, казахстанские власти уже ведут активную работу по привлечению иностранных инвесторов в эту сферу.

«На данный момент Казахстану удалось наладить деловые отношения по вопросам добычи, переработки и торговли РМ и РЗМ с исполнительными органами и производственными компаниями Европейского Союза, Великобритании, Соединенных Штатов Америки и Республики Корея. Одним из успешно начатых кооперационных событий является подписание Соглашения о сотрудничестве казахским производителем Жезказганредмет (ЖРМ) и британской компанией Maritime House Ltd. по производству рения и привлечению технологии извлечения РМ и РЗМ на базе ЖРМ. Немецкая компания HMS Bergbau AG установила сотрудничество одновременно с тремя недропользователями – обладателями ряда разведочных и одной добычной лицензий с потенциалом на редкометальное оруденение в ВКО (ТОО «Алатау Литий», ТОО «Creada Corporation» и ТОО «Qazaq Lithium»). Общий объем инвестиций может составить 600 млн. долларов США. Ожидается, что проект будет реализован в 2024-2029 годы», - сообщил Иран Шархан.

Новости партнеров

Вам будет интересно