«Еще не всех причастных к приватизации 90-х посадили» – эксперты о либерализации экономики

Не вернет ли либерализация экономики Казахстан в хаос 90-х?

Анна Величко

В первой декаде мая Президент РК Касым-Жомарт Токаев подписал указ «О мерах по либерализации экономики Казахстана». Документ предполагает постепенный уход государства из экономики и, в целом, встречен экономистами, финансистами и бизнесменами очень позитивно. Однако, каждый взрослый казахстанец подтвердит: что-то похожее мы уже слышали и проходили когда-то. Не вернет ли либерализация Казахстан в хаос и разруху 90-х? Этот вопрос «Голос народа» обсудил с экспертами финансовой сферы.

7 раз отмерь, 1 - отрежь

Указ «О либерализации экономики» Касым-Жомарт Токаев поручил правительству разработать в ходе расширенного заседания правительства 7 февраля 2024 года. Дал на это чиновникам Президент, напомним, месяц. Однако свет документ увидел лишь в начале мая.

Финансовый аналитик Расул Рысмамбетов считает, что в данном вопросе промедление куда предпочтительнее спешки и возможных ошибок, с ней связанных.

«Я внимательно прочитал указ Президента, и могу сказать, что его подписание и опубликование – всего лишь отправная точка. Для того, чтобы прописанные в указе нормы начали работать, необходимо внести поправки в несколько десятков законов, в том числе – о деятельности нацкомпаний, Нацбанка и многие другие. Причем это не такие поправки, которые могут быть приняты одним днем. Тут думать надо, просчитывать различные риски», - говорит эксперт.

Он напоминает – у Казахстана уже были попытки либерализовать экономику. И даже приватизация, которая указана как один из необходимых шагов на пути либерализации, проводилась в Казахстане 2 раза за последние 30 лет.

«У нас уже были две приватизации. И мы до сих пор не всех виновных в огрехах первой приватизации пересажали! Есть вопросы по второй приватизации – насколько успешной она стала и почему в нее были включены те или иные объекты?», - напоминает он.

Поэтому, по мнению Расула Рысмамбетова, сейчас крайне важно не торопиться, а вспомнить о поговорке «Семь раз отмерь – один отрежь»: разгосударствление не предполагает ведь полного ухода государства с рынка, оно подразумевает под собой в том числе – частичную продажу долей, передачу активов в доверительное управление и многое другое.

«Если включим сейчас режим «Беги – Хватай», то уже в 2030 – 2035 годах придется арестовывать тех, кто был причастен к приватизации 2024  - 2025 годов. Поэтому надо проводить приватизацию медленно и понемногу: 1% продать, 5… Но отсюда вытекает другая проблема. Сейчас в управленцах наших Нацкомпаний чаще всего никак не представлены интересы миноритариев. Для этого надо пересмотреть правила назначения независимых директоров нацкомпаний. Так что, повторюсь, либерализация – процесс очень неспешный», - резюмирует Рысмамбетов.

В то же время, как подчеркивает эксперт, часть прописанных в Указе мер решаются в первую очередь за счет наведения порядка в казахстанских госорганах. В частности, речь идет о монополиях в различных секторах экономики.

Главный риск - чиновники

Экономист Жанат Нургалиев согласен с тем, что данный приказ, во всяком случае в вопросе снижения числа монополий в Казахстане, - прямое руководство к действию.

«Одно из прямых поручений указа – обеспечить равный доступ всех мобильных операторов к кабельной канализации, на которую существует монополия «Казахтелекома». Второй позитивный момент в этом направлении – это разрешение на открытие в Казахстане филиалов иностранных банков», - говорит он.

Что же касается иных ключевых моментов указа, то, как считает экономист, они тоже могут быть позитивными, если, конечно, чиновники добросовестно подойдут к своей работе.

«Например, прямое поручение Президента – мораторий на создание новых «дочек» и «внучек» квазигоскомпаний. Но мы видим, что при этом создаются различные структуры в самих госструктурах. Часть из них, после отмены моратория, вполне могут быть преобразованы в нацкомпании. И это будет не совсем правильно, ведь ключевая задача все же уйти от столь масштабного участия государства в экономики», - подчеркивает он.

Еще одним, очень рисковым процессом, Жанат Нургалиев считает приватизацию госактивов, которая также предусмотрена в обширном плане либерализации.

«Приватизация всегда имеет риски, главный из которых – стратегические активы могут попасть к недобросовестным частникам за бесценок. Но я все же надеюсь на то, что в этот раз мы сможем избежать тех проблем, с которыми столкнулись при приватизации в 90-х годах. Надеюсь, что государство наконец отдаст в рынок те активы и объекты, которые не являются стратегическими и таким образом сократит расходы на их содержание. Для этого и создается специальный контролирующий орган при АЗРК», - напоминает он.

…А кто выжил - молодец

Экономист Арман Бейсембаев придерживается альтернативного мнения по поводу приватизации. Он считает, что в 90-е она Казахстан точно не приведет.

«Сравнение с 90-ми сейчас неуместно. Потому что тогда было не просто приватизация, а настоящая смена формации. От плановой экономики мы переходили к рыночной. Переход этот, конечно, был болезненным. Я сам ребенок 90-х, и помню как это было, когда была полная деинтеграция, отсутствовали элементарные знания о том, какой должна быть приватизация.

Сейчас у нас есть и память о тех ошибках, и понимание что такое рыночная экономика, и даже ее основы в государстве есть. Элементарно – есть знания о том, как действительно должна вестись приватизация, сколько стоят те или иные активы, как ими управлять и прочее», - объясняет он.

Как уверен эксперт, сейчас государство в Казахстане все же достаточно сильно, чтобы проконтролировать ход приватизации и добиться того, чтобы ценные активы не ушли «с молотка» за бесценок и не достались нечестным людям.

В то же время, как подчеркивает экономист, либерализация – это очень сложны и болезненный для общества и страны процесс.

«Как правило, при разгосударствлении экономики рост безработицы и рост цен – неизбежны. Переход на рыночные рельсы нельзя провести бесшовно. И задача государства в данной ситуации – помочь своим гражданам. Это могут быть повышенные пособия по безработице, это могут быть какие-то спецпрограммы для малоимущих слоев населения и так далее», - говорит Бейсембаев.

Он отмечает, что болезненные воспоминания казахстанцев о либерализации экономики в 90-е годы прошлого столетия связаны именно с тем, что государство тогда этих функций по самым разным причинам не выполнило. Люди столкнулись с безработицей, с резким подорожанием всего на свете, но справляться с этим были вынуждены самостоятельно.

Вместе с тем, если оценивать то, что происходило в Казахстане в 90-е беспристрастно, то, как подчеркивает Арман Бейсембаев, именно та шоковая терапия позволила казахстанцам в полной мере наслаждаться сытыми «нулевыми», потому как процветание тех лет стало возможным именно благодаря проведенным в 1990-х реформам.

«На волне «сытых» нулевых, мы стали постепенно сворачивать все рыночные реформы 90-х. и это привело к тому, что государство настолько глубоко залезло в нашу экономику, что фактически подавило многих экономических агентов. По сути, мы пришли к тому, что в Казахстане фактически нет независимого бизнеса или капитала», - отмечает Арман Бейсембаев.

Поэтому он, как экономист, приветствует идею о либерализации казахстанской экономики.

«По сути, этот указ создает предпосылки для появления той самой национальной буржуазии, о которой говорил Президент. Если сейчас вы посмотрите на наших богатейших людей, то становится очевидным, что большинство из них сами этих денег не заработали. Им, зачастую, эти капиталы дали. Некоторые смогли вырастить из тех активов успешные предприятия, другие – не смогли. Но при этом была ситуация, когда перед законом все равны, но некоторые все же «ровнее», потому что получали субсидии, льготные кредиты и прочее. Так быть не должно! Государство занимает роль верховного арбитра. Пишет правила игры и дает гарантии, что эти правила стабильны для всех, но не вмешивается в бизнес субсидиями, господдержкой или еще как-то. Главное правило бизнеса сурово, но очень важно: у всех равные возможности, выжил и преуспел – молодец, не смог выжить в условиях конкуренции – сочувствуем, но не более», - резюмирует он.

Реклама
Реклама
Новости партнеров