Смогут ли новые правила госзакупок прикрыть «лавочку» для коррупционеров (ВИДЕО)

Документ был одобрен мажилисом парламента 

Яна Мазуренко

Ежегодно через госзакупки Казахстана прогоняются триллионы бюджетных денег из госорганов в частный сектор. И, как отмечают правозащитники, часть сумм идет по серым схемам. Чтобы прикрыть эту «лавочку», закон «О госзакупках» регулярно дополнялся и исправлялся, но несколько лет назад стало очевидно: дальше править некуда, законопроект надо полностью переписывать. И вот, наконец, 15 мая новый документ был одобрен мажилисом парламента во втором чтении. Вот только не придется ли и его переписывать уже в следующем году? Журналист редакции «Голос народа» попыталась убедиться, действительно ли новый закон сможет обеспечить полную автоматизацию процесса и прозрачность для всех участников госзакупок.

Слишком много фактов воровства

Редакция «Голос народа» мониторит ежедневно сайт госзакупок. Обычно мы даже не открываем объявления о покупке недорогих скрепок, туалетной бумаги и прочих расходников. Однако, и на такие, сравнительно небольшие суммы, находятся свои нарушения. Так, совершенно случайно чиновники из ВКО слили в Сеть коррупционную схему, когда открывали лот на страхование автомобильного транспорта.

Организаторов той закупки наказали, хотя, наверное, могли бы наоборот – премировать за раскрытие многолетних коррупционных наработок.

Но, конечно, гораздо больше внимания привлекают многомиллиардные закупки, тем более что нарушения в них встречаются достаточно часто.

Например, этой зимой журналист нашего издания узнала, что чиновники поселка Новая Бухтарма решили потратить на обустройство территории вокруг памятника к 75-летию победы в Великой Отечественной войне 11,6 млрд тенге. Причем 3 млрд подрядчик уже успел освоить, однако денег хватило лишь на то, чтобы выкопать две огромные ямы возле того самого памятника.

Тогда руководитель филиала республиканского общественного объединения «Әділдік жолы» ВКО Адиль Пшенов заверил, что заказчик намеренно провел договор как декоративное оформление с указанием в характеристике «услуги, предоставляемые авторами, композиторами, скульпторами и прочими артистами, кроме артистов исполнителей», но по факту работы будут вестись по благоустройству и реконструкции не только памятника.

В одну закупку они заложили теплосети, фонтаны, скамейки, освещение в несколько километров и даже асфальтирование. А вот появятся ли в поселке фонтаны и спортивные оборудования рядом с памятником – покажет время.

В начале апреля текущего года незаконные госзакупки на 27 млрд тенге отменили в Карагандинской области.

К примеру, должностные лица Отдела жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Балхаш вопреки требованиям законодательства проводили закупки по капитальному ремонту водовода на сумму 625 млн тенге, без проектно-сметной документации и заключения экспертизы.

Примеры подобных закупок в обход правил и закона можно приводить еще долго. Но очевидно одно – вокруг госзакупок крутятся огромные суммы денежных средств, служащих приманкой для воров, мошенников и казнокрадов. Об этом говорят постоянно и на трибуне мажилиса.

22 апреля депутат Болатбек Нажметдинулы заявил, что именно из-за несовершенства способа госзакупок из одного источника, зачастую неэффективно тратятся средства, нарушается принцип добросовестной конкуренции, и нередки факты получения некачественных товаров. Одним из таких ярких примеров неэффективной системы закупок из одного источника мажилисмен назвал закупки ветеринарных препаратов министерством сельского хозяйства. Выяснилось, что в ведомстве переплатили за них 569 млн тенге.

«Данный пример наглядно демонстрирует существование порочной системы в госорганах, когда в интересах ведомства, не исключаю, и в личных интересах, через аффилированные госпредприятия или организации (РГП) проводятся закупки из одного источника по ценам, в разы превышающие цены на рынке. В этом случае создается искусственная монополия на поставку для государственных нужд товаров, бюджет страны несет необоснованные убытки, приобретая по завышенным ценам, рушится сам рынок, из-за чего казахстанские предприниматели несут неоправданные убытки», – прокомментировал Нажметдинулы.

Новый закон все изменит?

История развития казахстанской системы государственных закупок началась в 1997 году, с момента принятия первого закона Республики Казахстан «О государственных закупках».

Стоит отметить, что последние более детальные изменения и поправки, закон о госзакупках не видел со дня его принятия, то есть с 2015 года. И лишь спустя 9 лет, на первое чтение мажилиса парламента РК вышел обновленный законопроект.

Аргументов в создании нового закона с нуля, как говорят депутаты, – достаточно. Ведь проблем многолетних строек школ, больниц, дорог, связанных с затянутыми конкурсными процедурами госзакупок и судебными спорами хватает по стране с излишком.

Считает, что новый закон снизит в Казахстане коррупцию и депутат Айдарбек Ходжаназаров. В эксклюзивном интервью журналисту редакции «Голос народа» он обосновал свою позицию.

Как напомнил Ходжаназаров, депутатами было инициировано 30 поправок, 25 из них было принято. В основном парламентарии сделали акцент на трех пунктах, по которым они чаще всего получали жалобы от предпринимателей из разных регионов Казахстана. Основные из них – это вопросы по процедурам обжалования госзакупок, ответственность поставщиков, а также способ закупок из одного источника.

«Это долгожданный закон, который в первую очередь, снизит риски коррупции. Потому что именно госзакупки являются основным местом, где происходят хищения и коррупционные преступления. Во-вторых, мы будем говорить о таких вещах, как, к примеру паводки, которые у нас произошли. Большое количество объектов стоят и не достраиваются и это все тоже связано с госзакупками. Плюс ко всему, у нас есть закупки из одного источника, без каких-либо правил, с очень урезанным количеством требований. В дальнейшем эти закупки являются непрозрачными и большинство госорганов пытаются заложить именно в рамки закупок из единого источника как можно больше вариантов. Этот вопрос мы тоже проработали», – разъяснил мажилисмен.

Народный избранник добавил, что теперь будут введены определенные ограничения и для участников госзакупок. Например, если заказчик и подрядчик или аффилированное с ним лицо, либо его родственник имеет какое-либо отношение к органу, принимающему решение – то участвовать в госзакупках он не сможет.

«Бывает еще такое, когда участник конкурса набирает огромное количество тендеров: взял в Шымкенте, в Туркестане, в Кызылорде и в конце концов не справляется с объемом, либо еще хуже – у него кроме бумажки и печати ничего нет. Именно по таким предприятиям мы провели две существенные поправки: теперь в субподряд можно передать не более 30% объема. Также будет дана возможность местным исполнительным органам непосредственно проводить закупки и привлекать местных производителей», – пояснил Ходжаназаров.

Кроме того, в новом законе будет ограничена возможность жалоб, чтобы была определенная ответственность за них и самое главное, что это никак не повлияет на госзакупку.

Итак, новым законом:

•    вводится институт общественного мониторинга, особенно по работам, связанным со строительством;

•    сокращаются сроки государственных закупок;

•    сельским акиматам разрешат закуп сразу из одного источника в пределах 4000 МРП (14 768 000 тенге);

•    повышается ответственность поставщиков;

•    внедряются EPC-контракты – это комплексные работы «под ключ» по строительству и введению объекта в эксплуатацию;

•    офтейк-контракты с отечественными производителями предлагается определить основанием для госзакупок способом из одного источника;

•    усиливается административная ответственность заказчика и исполнителя госзакупок;

•    внедряется институт «устойчивых госзакупок»;

•    победители госзакупок по отдельным видам товаров, работ и услуг будут определяться без участия конкурсной комиссии;

•    в целях недопущения фактов установления заказчиками завышенных требований, сохраняется действующий камеральный контроль. При этом, право на отмену и пересмотр итогов закупок со стороны контролирующего органа исключается.

Документ направлен на рассмотрение в сенат.

Не все довольны

Пока одни депутаты зачитывали новый законопроект, другой из парламентариев стартовый документ раскритиковал, обозначив его как «слабодышащий».

«Когда этот законопроект вошел в мажилис, я как депутат ужаснулся качеству его содержания. Хуже проекта закона «О госзакупках» были только проекты строительного и водного кодексов. Но, благодаря профессионализму руководителя рабочей группы и ответственному отношению моих коллег-депутатов, которые внесли свои замечания и предложения, этот слабодышащий законопроект получил человеческий облик», – прокомментировал Бахытжан Базарбек.

При этом он подчеркнул, что вопросы к чиновникам все-же остались. В пояснительной записке от 23 сентября 2023 года указано, что процедурные положения будут установлены на уровне правил. Министерство финансов должно было внести в мажилис вместе с законом. Однако в ходе рабочих групп парламентарии эти правила не увидели.

«Поэтому появляется риск, что в будущем на уровне подзаконных актов акимы и другие организаторы государственных закупок будут прописывать эти правила под себя», – предостерегает Базарбек.

Что говорят борцы с коррупцией?

Руководитель общественного объединения «Әділдік жолы» Дидар Смагулов выступал членом общественной палаты при мажилисе и принимал участие в обсуждении законопроекта. Он рассказал «Голосу народа», что проект закона о государственных закупках был одним из самых громких. Его обсуждали как рядовые граждане, так и участники сообщества закупщиков, эксперты бизнеса и другие. Потому что этот закон, по словам общественника, затрагивает всех нас в прямом смысле. Сам Дидар Смагулов раскрывал миллиардные кейсы и отменял незаконные закупки, тем самым сэкономив бюджетные деньги.

«Я являюсь членом общественной палаты при мажилисе парламента РК. Этот законопроект дважды рассматривался на нашей площадке, я выступал докладчиком и спешу отметить, что по данному документу большинство предложений общественной палаты были приняты разработчиком, то есть министерством финансов. С точки зрения участия экспертов в законопроекте, наверное, он самый успешный из последних законопроектов, который проходил через площадку общественной палаты мажилиса», – отметил Дидар Смагулов.

Однако, как подчеркивает борец с коррупцией, ключевая цель этого закона была потеряна еще перед самым стартом обсуждения.

«Давайте вернемся к сентябрю 2022 года и вспомним вообще, для чего нужен был новый закон. Началось все с послания президента, когда глава государства озвучил, что закупки «Самрук-Казына» непрозрачные и вызывают множество вопросов. То есть, этот закон должен был сделать так, чтобы портал госзакупок стал площадкой и для закупок группы компаний «Самрук-Казына». Но этого почему-то в законе нет», – напомнил он.

Дидар Смагулов отмечает, что казахстанская площадка государственных закупок считается эталоном для многих стран. По барометру доступа к информации портал ООН находится на третьем месте в мире.

При этом через портал госзакупок ежегодно приобретаются товары, работы и услуги на 1 трлн тенге, а на zakup.sk.kz (единый сайт, где группа компаний закупает товары и услуги) проводятся закупки на сумму более 3,7 трлн тенге и заключается свыше 85 тысяч договоров.

Тем не менее, Дидар Смагулов надеется, что новый закон снизит риски коррупции в Казахстане.

«Во-первых, упрощается общественный мониторинг портала. Если раньше этим могли заниматься лишь единицы общественных объединений, которые пишут письма, оспаривают тендера, идут в суд, добиваются рассмотрения своих обращений, находят разные пути для восстановления справедливости, то сейчас это сможет сделать любой житель страны. Будь то отдаленный поселок, либо столица, написав обращение, ты уже можешь начать общественный мониторинг, его результаты уже будут обязательны к рассмотрению», – объясняет он.

Однако собеседник оговаривается и дополняет, что правила мониторинга не зарегулировали донельзя, ведь в таком случае благая затея обернется простой профанацией.

Между тем, юрист Ербол Сардарбеков считает, что в новом законе нет существенных изменений, которые бы могли повлиять на заметное искоренение коррупции в стране. Точнее, любое усложнение коррупционеры смогут обойти.

«Например, норма о том, что на субподряд можно передать теперь не 50%, а всего 30% от работ. Опасаюсь, что существенных изменений не будет, потому что эти договоры будут делать, как и раньше – в бумажном формате. Поэтому контролировать, какой объем передала на самом деле субподрядная организация будет сложно. Бумажные носители можно переделать и задним числом, можно переиграть и фальсифицировать», – добавил борец с коррупцией.

Поэтому юрист, как и Дидар Смагулов, больше всего надежду возлагает на институт общественного мониторинга.

Между тем, рабочая группа депутатов, которая внедрила новый закон надеется на положительный эффект по снижению коррупции и повышения уровня прозрачности в госзакупках. Но будет ли это реализовано на деле, а не на бумагах – покажет время.

Реклама
Реклама
Новости партнеров