Для себя или для русского дяди? На кого работает казахстанский туристический рынок

Для российских туристов Актау стал заменой Алании

Анна Величко

Накануне летнего сезона, туризм стал основной темой заседания правительства. Премьер-министр РК Олжас Бектенов поручил развивать малую авиацию, решить вопрос с ценами на жд-перевозки и расширять географию туризма в Казахстане. Однако, поможет ли все это казахстанскому туризму? И, что еще важнее, останется ли наша уникальная природа после нашествия интуристов? Об этом «Голос народа» поговорил с участниками туристического рынка.

Зачем нам интуристы?

В 2023 году Казахстан, наконец, «побил» докоронавирусные показатели посещений страны иностранцами. Как с гордостью рассказал на последнем заседании правительства министр туризма и спорта Ермек Маржикпаев, в 2023 году Казахстан посетили 9,2 млн иностранных туристов –это в 2 раза больше, чем в 2022 году. Более 9,6 млн казахстанцев совершили путешествия внутри страны – на 1 млн больше, чем в предыдущем году.

Гостиницы и отели заработали более 229 млрд тенге (рост в 1,3 раза).

Однако, как признаются сами участники туристического рынка, статистика несколько преувеличивает успехи рынка. Ведь самый важный показатель – количество иностранцев, въехавших в Казахстан, вовсе не равен количеству реальных туристов. Потому что далеко не все, кто заехал в Казахстан в прошлом году, сделал это ради отдыха на казахстанских курортах.

Поэтому для того, чтобы понять, насколько хорошо себя чувствует именно туристические рынок, надо смотреть в первую очередь данные Бюро нацстатистики по заполняемости отелей. И они куда скромнее. Более чем на сутки сняли номер в гостинице 1,1 млн. иностранцев, при этом половина из них в графе «цель визита» указали работу.

Итого – чуть более полумиллиона реальных интуристов привлек Казахстан в 2023 году.

Много это или мало?

Как считает глава Казахстанской туристской ассоциации Рашида Шайкенова, радоваться надо абсолютно любым успехам. Тем более что, объективно, иностранных туристов в Казахстан с каждым годом и впрямь приезжает все больше и больше.

«Въездной туризм очень привлекателен для экономики страны. В нем задействован транспорт, отели, кафе, производство сувениров, мероприятия… Согласно статистике, каждый въехавший турист оставляет в Казахстане 1500 – 2000 долларов», - говорит она.

Чтобы ручеек интуристов от года к году креп, государство, наконец, стало субсидировать туроператорам транспортные затраты за ввоз туристов. Пока, правда, это всего 15 тысяч тенге за человека, въехавшего в Казахстан на туристическом автобусе, но глава КТА считает, что скоро прогармма субсидирования будет расширена. Второй стимул – работа над визовым законодательством. Сейчас заехать в Казахстан без визы могут граждане 84 стран, при этом Казахстан стал первым государством Центральной Азии, разрешившим безвизовый въезд гражданам Китая и Индии.

Казахстанские туроператоры надеются, что и индусы, и китайцы этой возможностью воспользуются.

Выгоды всем, риски – туроператорам

Президент ассоциации туроператоров РК, председатель фонда «Туристик Камкор» Инна Рей со своей стороны тоже согласна с тем, что въездной туризм набирает обороты в Казахстане. И, как подчеркивает эксперт, наконец в стране стал развиваться массовый туризм. Но пока еще говорить об успехах рано, потому что проблем гораздо больше, чем кажется со стороны.

«Каждая страна стремится развивать массовый туризм. У нас это направление только зарождается и ему очень нужна поддержка государства. Потому что это тот вид туризма, который гарантирует приток денег на регулярной основе, что дает возможность расширять штат отелей и ресторанов, увеличивается спрос на продовольствие. Пока такой массовый туризм Казахстану дает только Актау. Там разместились сразу несколько отелей, который оказывают услуги, ничем не уступающие турецким отелям. И уже запущены чартерные рейсы из российских городов в Актау. Как говорят россияне, отдых на казахстанском побережье Каспия не хуже, чем в Турции, но с более вкусной едой», - говорит о плюсах въездного туризма она.

Минусы при этом на поверхности. Главный из которых в том, что кроме Актау массовый турист пока мало куда в Казахстане готов ехать.

Читайте также: Актау может остаться без тепла, света и воды этой зимой (ВИДЕО)

«У нас есть шикарные места, интересные туристам других стран, но к ним нет инфраструктуры. Вот, к примеру, Алаколь.  Это не просто уникальное озеро с морской водой, доказано, что воды и грязь Алаколя обладают целебными свойствами. Но как туда добраться массовому туристу? Мы уже несколько лет бьемся за то, чтобы наладить туда нормальное жд-сообщение, авиаперевозки. Но пока без особого успеха», - отмечает Инна Рей.

Как представитель туристической отрасли, она уверена, что главное в успехе – это транспортная доступность. Будет инфраструктура, поедут туристы. Поедут туристы – бизнесмены начнут строить для них комфортные отели, придумывать другие виды развлечений и отдыха.

В то же время, туроператоры ждут от государства и прямой поддержки въездного туриста.

«Туроператор должен заранее выкупить самолеты и знать, что примерно каждую неделю он должен этот самолет заполнить туристами. А это ведь не доллар и не два, это минимально 250 долларов за одно место на борту. И этими деньгами туроператор всякий раз рискует. А зарабатывают потом с этого туриста все: авиакомпании, гостиницы, кафе, торговцы сувенирами. Насколько честно, что риски при этом ложатся только на туроператора?

Если бы государство поддержало туроператоров субсидиями, было бы гораздо правильнее. И в мире так делают. В Турции дают компенсацию за каждого ввезенного туриста, в Египте – за каждое непроданное кресло в самолете. Похожие программы есть и в других странах. Надо это изучать и адаптировать», - уверена Инна Рей.

Поэтому вот уже несколько лет подряд она выступает за создание в Казахстане научно-исследовательского института по изучению туристической деятельности.

«Сейчас у нас туризм развивается по каким-то личным предпочтениям. Кто-нибудь говорит: «Был в Дубае, там шикарный фонтан, к которому туристы приходят. Надо и у нас такой строить!» и строят. А надо бы проанализировать наши плюсы, минусы, выявить уникальность и уже от этого развивать туризм…», - объясняет она свою идею.

Помимо прочего, научный подход нужен в расчете нагрузки отдыхающих на ту или иную территорию, в противном случае вместо процветания туризм может спровоцировать в Казахстане настоящую экологическую катастрофу.

Почему нет системы?

Согласен с тем, что для развития туризма Казахстану не хватает системности со стороны прежде всего госорганов, и глава турфирмы из Алматы Алмас Маратулы.

«Давайте для примера возьмем российских туристов, которые заезжают в Казахстан своим ходом или организованными группами на автобусах. Сейчас все они едут в Боровое, который просто перегружен. При этом едут-то россияне зачастую через Северо-Казахстанскую область, где есть прекраснейшая Шалкар-Имантауская зона. Или через Павлодарскую, где расположен ничуть не уступающий Бурабаю Баянаульский нацпарк. Эти дестинации пока не развиты также хорошо, как Бурабай, в них нет комфортных сетевых отелей. Практически все места размещения на том же Жасыбае – советские профилактории и детские лагеря, которые просто немного отремонтировали. Но места-то шикарные!», - напоминает он.

Как предполагает эксперт, сейчас и Шалкар-Имантау, и Баянаулу не хватает элементарного – внимания к ним со стороны акиматов. Именно акиматы на данном этапе должны сейчас биться за то, чтобы к ним «зашли» массовые туристы, строить транспортную инфраструктуру, рекламировать природу родного региона хотя бы на уровне Казахстана.

«Возможно, акимы этих регионов просто пока не видят ценности развития туризма, потому что у них есть промышленные гиганты? Конечно, если сравнивать налоги, промышленность дает больше. Но туризм – это работа для жителей сел. Они могут таксовать, продавать сувениры туристам, элементарно – соленья и варенья, обеды. Все это – живые деньги, которые достанутся жителям региона», - говорит Алмас Маратулы.

При этом он подчеркивает: Казахстану есть что показать не только миру, но и самим казахстанцам.

И, если акиматы действительно начнут работать системно, скоро мы сможем планировать новые туристические маршруты по родной стране.

«Объективно: Алматинская область – лидер внутреннего туризма страны. Тут много различных туристических маршрутов и много различных дестинаций. Здесь есть и Капчагай, и Кольсай, и Чарныский каньон, и горячие источники, и Алтын-Эмель и так далее, перечислять можно долго. И сейчас тут важнее уже не открывать новые маршруты, а работать над сервисом, чтобы туристы хотели возвращаться и проходить уже пройденные маршруты, либо брать какие-то новые.

При этом очень интересно как будет развивать туризм Жетысуская область.

Из общеизвестных дестинаций, у них остался Алаколь. И я надеюсь, что они начнут активно развивать это направление, а также потихоньку вкладываться в другие. У них, к примеру, есть водопад Бурхан-Булак. До него, конечно, сложно добраться, но это самый длинный водопад Центральной Азии, так что оно того стоит. Джунгарский Алатау, опять же, не раскрыт еще. И другие точки на карте области», - говорит Маратулы.

А сколько таких неизведанных и, пока еще, недоступных массовому туристу точек по всему Казахстану? Как уверяют эксперты туристического рынка, сотни.

И все они, при относительно невысоких вложениях в инфраструктуру, могут принести казахстанцам и иностранцам уйму приятных впечатлений и красивых фотографий, была бы политическая воля по их развитию.

Реклама
Реклама
Новости партнеров