поиск
×
Аналитика

Более 80% воды в сельском хозяйстве используется неэффективно

Только на 18% орошаемой пашни Казахстана используются технологии капельного или дождевального орошения.

Ботагоз Искакова
20 июня 2022 года в 17:57

Более 80% воды в сельском хозяйстве используется неэффективно
Фото: aggeek.net

По словам Генерального секретаря ООН, в будущем вода будет дороже и важнее нефти. Но для нашей страны, не имеющей доступа к морю, эта проблема актуальна уже сегодня. Главный водопотребитель – сельское хозяйство. Но из-за слабого технического оснащения аграрии имеющуюся воду используют нерационально. Сдвинуть вопрос могут только серьезные финансовые вливания и повышение эффективности. Об этом журналисту golos-naroda.kz сообщил экономист Арман Байганов

Ежегодно Казахстан в среднем потребляет 22,5 кубических километров воды, причем 95% обеспечивается за счет поверхностных вод. По словам министра экологии, геологии и природных ресурсов Сериккали Брекешева, основная доля использования воды приходится на сельское хозяйство – это около 65% общего водозабора. 

По последним данным, в 2021 году аграрии использовали 15,5 кубических километров воды, из которых 77% израсходованы на нужды регулярного орошения. Оставшиеся 3,5 кубических километра – на лиманное орошение, заливы сенокосов, сельхозводоснабжение и обводнение пастбищ. На промышленность и коммунально-бытовые нужды приходится в среднем 25% и 3,7% от общего водозабора. 

Если верить официальной статистике, только на 18% орошаемой пашни используются технологии капельного или дождевального орошения. Так, по словам вице-министра сельского хозяйства Баглана Бекбауова, в этом году площадь посевов на орошаемых землях составляет 1,462 млн гектар. Из них 1,1 млн приходится на поверхностный способ орошения, 86,9 тыс. – это рисовые поля, и только на 268,6 тыс. гектар от общей площади применяется современное капельное или дождевальное орошение.

«У нас большая часть поливной воды уходит в песок. Поэтому необходимо изменить политику государственной поддержки в отношении орошаемого земледелия. Субсидии должны получать только фермеры, внедрившие водосберегающие технологии», - отметил в ходе парламентских слушаний по водным проблемам в мажилисе депутат сената Ахылбек Куришбаев.

Для стимулирования аграриев к применению современных водосберегающих технологий минсельхоз осуществляет господдержку в виде инвестиционного субсидирования, которая предусматривает возмещение 50% от понесенных затрат на приобретение современных систем орошения и подведения инфраструктуры. Благодаря этому площади земель, где применяются водосберегающие технологии, за последние пять лет увеличены на 41,2% - с 183 тыс. га до 258 тыс. га. Кроме того, от 50% до 85% возмещаются затраты услуг по подаче воды. Ведется работа по дифференциации субсидии в зависимости от способов полива.

Ранее в четырех областях южного региона проводились мониторинг и оценка мелиоративного состояния орошаемых земель. Но с этого года они проводятся по всем областям.

В то же время, уменьшается площадь водоемких культур. Так, по сравнению с 2021 годом, на 9,5 тыс. га снижена посевная площадь риса. При этом увеличены площади монокультуры – хлопчатника до 121,1 тыс. га, что на 11,4 тыс. га больше, чем в прошлом году. Этому способствовала высокая закупочная цена 350 тыс. тенге за тонну хлопка-сырца в 2021 году, которая была на 220 тыс. тенге больше, чем в 2020 году.

В целом, правительство хочет довести площадь орошаемых площадей до 2,2 млн к 2025 году и до 3,0 млн га к 2030 году.

Из-за нехватки воды ежегодно около 300 тыс. гектар используются без орошения. В одной только Жамбылской области из 179,2 тыс. га орошаемых земель 55,2 тыс. га обеспечены водой в соответствии с нормативами, 47 тыс. га – на 30-40%, остальные 77 тыс. га используются без орошения. А в Восточно-Казахстанской области в 2021 году из 163,5 тыс. га орошаемых земель орошено всего 28,4 тыс. га несмотря на то, что река Ертис является водообеспеченным бассейном.

И эта ситуация характерна для всех регионов. Фермерам приходится строить водохозяйственную инфраструктуру за свой счет.

«Вопросы строительства водохранилищ и каналов, требующих финансирования из республиканского и местного бюджетов, не находят должного решения», - отметил вице-министр сельского хозяйства.

По словам министра экологии, геологии и природных ресурсов РК Сериккали Брекешева, в период с 2021 по 2025 годы запланированы работы по введению в оборот 600 тыс. га орошаемых земель, из них на 400 тыс. га – восстановление инфраструктуры орошаемых земель, 200 тыс. га – освоение новых орошаемых земель.

На первом этапе с 2021 по 2023 годы за счет средств международных финансовых организаций и республиканского бюджета реализуются проекты по восстановлению инфраструктуры орошаемых земель на площади 242,1 тыс. га с объемом финансирования 136,1 млрд тенге. Не обеспечено финансированием 358 тыс. га, на восстановление которых требуется около 254 млрд тенге. Из этой суммы займ Исламского банка развития составил 53,2 миллиарда тенге (93,9 тыс. га); ЕБРР – 60,8 млрд тенге (95,4 тыс. га). Из республиканского бюджета выделено 22,1 млрд. тенге (52,9 тыс. га).

Из-за растущего дефицита водных ресурсов Минэкологии скорректировало планы увеличения площадей орошаемых земель. Так, предлагается восстановление инфраструктуры на 400 тыс. га орошаемых земель провести до 2025 года, а к строительству новых оросительных систем на 200 тыс. га с объемом финансирования 104 млрд тенге приступить после 2025 года и только с применением водосберегающих технологий.

По словам депутата мажилиса Едила Жанбыршина, в современных условиях теряется не менее 40% используемой воды для мелиорации и ирригации. Это происходит из-за ветхости каналов и отсутствия специального водозаборного оборудования.

«Например, расход воды Кызылкумского канала протяженностью 106 километров, выходящего только из Шардаринского водохранилища, составляет 0,5 миллиарда. Из-за таких потерь воды в степи аграрии Кызылординской, Туркестанской области испытывают дефицит сточных вод», - считает мажилисмен.

Он отмечает, что в этой сфере в первую очередь нужно провести полную инвентаризацию систем водоснабжения.

В комментарии журналисту golos-naroda.kz экономист Арман Байганов подчеркнул, что сложившаяся ситуация – результат того, что в Казахстане низкопродуктивное сельское хозяйство не с интенсивным, а с экстенсивным производством.

«Наша производительность – одна из самых низких в странах СНГ. Например, один российский фермер в три раза больше продукции производит. По официальной статистике Минсельхоза, один наш фермер производит продукции на 5-6 тыс. долларов в год, российский – на 18,5 тыс. долларов, а маленькой Белоруссии – 33 тыс. долларов. То есть один белорусский фермер в 5 раз эффективнее казахстанского. Маленькая Белоруссия кормит Россию и Казахстан, потому что они эффективны», - подчеркнул экономист.

Эксперт убежден, что субсидии аграриям нужно выдавать только при условии повышения производительности труда. Введение инноваций в аграрной сфере позволит повысить урожайность с 11-12 до 20 центнеров с гектара. В том числе, благодаря использованию метода нулевой обработки почвы зерновых культур особенно в засушливых регионах.

«Я думаю, мы в этом году еще увидим рост цен, учитывая те отрасли продукции, в которых мы зависимы от импорта. Так, в производстве сахара на 7% мы обеспечиваем собственный рынок. И соответственно сейчас Индия будет повышать стоимость сахара и импорт будет дорожать. А рост цен на сахар вызовет рост стоимость конфет, мороженого, продуктов кулинарии. Маловероятно, что мы в ближайшие пару лет обеспечим 100%, хотя есть все предпосылки, потому что природно-климатические условия в Алматинской и Туркестанской области, Таразе позволяют выращивать сахарную свеклу. Просто надо выделить больше средств, и оно вернется с созданием рабочих мест, налогов», - считает эксперт.

Кроме того, он поддерживает развитие крупных и средних агрокомпаний, которые могут себе позволить закупить дорогую технику, сельхозоборудование, нанять профессиональных маркетологов и выйти на экспорт, развивать производство.

«Мелкие фермеры тоже нужны, но параллельно необходимо развивать средние и крупные хозяйства. В течение последних нескольких лет в России сельскохозяйственная сфера дает больше роста, чем нефтяная отрасль. Они этого добились за счет образования крупных агрохолдингов и повышения эффективности. А у нас, по сути, кроме пшеницы мало что идет на экспорт. Даже на внутренний рынок не хватает», - резюмировал Арман Байганов.

 

Новости партнеров

Вам будет интересно