Ситуация критическая: в Казахстане ожидают дальнейший дефицит сахара

В этом году будет поставлен антирекорд: впервые отечественные аграрии лишь на 6-7% покроют потребности в сахаре.

Ботагоз Искакова

В Казахстане в этом году установлен антирекорд: сахарной свеклой засеяно всего 12 тыс. га сельхозземель. Это самая низкая отметка за всю историю независимости. В Национальной палате предпринимателей (НПП) Казахстана считают, что это происходит из-за того, что аграриям невыгодно выращивать эту влаголюбивую культуру. О том, что бизнес предлагает для решения этой проблемы, журналисту golos-naroda.kz рассказал директор департамента агропромышленного комплекса и пищевой промышленности Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Ербол Есенеев.

- Ербол, в настоящее время мы наблюдаем так называемый сахарный кризис. Насколько казахстанские производители могут обеспечить внутренний рынок?

- Ситуация на самом деле критическая. Мы снизили объем производства сахарной свеклы по нижайшей отметке за историю всего независимого Казахстана, в этом году засеяли всего 12 тыс. гектар сахарной свеклы. Для сравнения, в 90-х годах, когда мы на 30-40% обеспечивали себя собственным производством, засеивалось почти 80 тыс. гектар сахарной свеклы. Поэтому в этом году в лучшем случае мы покроем потребности внутреннего рынка собственным сахаром всего на 5-6%.

Но нужно иметь в виду, что на тот момент, 30 лет назад, технологии не позволяли производить большой объем, средняя урожайность была в объеме 350-400 центнеров с гектара, с гектара мы собирали 35-40 тонн сахарной свеклы.

Сейчас технология позволяет за счет дождевания, правильного орошения, правильной селекции семян получать и 50, и даже 70 тонн с гектара. Это реалистичная цифра.

Если говорить о наших возможностях – мы на прямой связи с фермерами Алматинской, Жамбылской областей, и по нашим предварительным подсчетам, для того чтобы обеспечить себя сахаром собственного производства, общая площадь посева сахарной свеклы должна быть порядка 105 тыс. гектар орошаемых земель. Естественно, они вовремя должны обеспечиваться водой, с которой у нас тоже есть определенная проблема.

Второй момент – использование технологий. Тот арычный метод, который мы зачастую используем, уже неприемлем. Применение современных технологий оправдывает затраты: кратно увеличивается урожайность, улучшается качество сахарной свеклы. Одним из важных моментов является селекция, мы до сих пор на 99% зависим от импортных семян. Здесь большой вопрос к агронауке, которая должна этим вопросом заняться.

Вырастить мало, здесь нужно наладить связь между сахарными заводами и самими фермерами, чтобы они были заинтересованы производить, перерабатывать сахарную свеклу. Она растет 1 раз в год, а сахаром население нужно обеспечивать круглый год.

И сахарные заводы, и фермеры нуждаются в серьезных финансовых вливаниях на всех этапах, чтобы сеять, убрать, сдавать на сахарные заводы. Сахарный завод тоже его одномоментно не может все переработать – и у него тоже есть определенные обязательства перед фермерами, чтобы эту свеклу выкупать, стимулировать их на производство свеклы с повышенной сахаристостью. Тут нужны серьезные оборотные средства.

- С весны ценники за килограмм обычного развесного сахара резко выросли с 300 до 700-800 тенге, почти в три раза. Как развитие внутреннего производства может повлиять на цены?

- Сейчас сложно считать себестоимость, но однозначно наш сахар будет дешевле, ведь сейчас мы едим сахар из сырца, который привозится из Бразилии, от нас это почти 15 тыс. километров. Все геополитические события сломали имеющиеся транспортно-логистические цепочки. И если вновь какие-нибудь события произойдут – мы можем остаться без сахара. Поэтому в этом вопросе важна даже не сама цена, а само обеспечение, это вопрос продовольственной безопасности.

Я не говорю про спекулятивные цены, но в целом нынешняя цена на сахар составляет 450-500 тенге. Это приемлемая цена, по которой достойную рентабельность могут получить и фермеры, и сахарные заводы, и в конечном итоге – потребители.

Мы можем производить качественный, доступный по цене сахар. У нас для этого все предпосылки есть.

Задача – стимулировать фермера заниматься сахарной свеклой, потому что у него есть альтернатива, он может намного больше прибыли получать с той же сои или с других видов культур. Необходимо обеспечить синергию всех: и потребителей, и фермеров, и сахарные заводы завязать в одну серьезную государственную программу, обеспеченную деньгами, доступом к орошаемой земле, обучением специалистов.

Мы предлагаем разработать конкретную программу с конкретными индикативами. Мы перелистали все программы с далеких 90-х, которые у нас были. Там были такие амбициозные планы: обеспечить сахаром до 80% собственного производства. Но по факту ничего этого не произошло, хотя каждая следующая программа была не менее амбициозная предыдущей.

- Насколько правительство услышало ваши предложения?

- Последние события заставляют всех пересмотреть подходы. Мы понимаем, что продбезопасность, обеспечение собственного потребления – это архиважное мероприятие. Зачем откуда-то завозить что-то непонятное, когда это можно производить здесь?

Но в целом, сахар негативно отражается на здоровье, у нас из 19 млн населения почти 14 тыс. болеют сахарным диабетом. К примеру, мы можем кратно увеличить производство меда с 25 тыс. тонн до 100 тыс. тонн, это не проблема.

Наша задача – не просто возместить сахар, а стимулировать бизнес развивать производство, а население – потреблять наши отечественные продукты.  

Фото из личного архива

- А есть ли смысл новую программу инициировать? Если у фермеров нет желания сахарную свеклу выращивать, есть ли смысл что-то менять, ведь по правилам рынка, все регулируют спрос и предложение?

- Мы говорим о кардинально новом подходе, чтобы были прописаны индикативы. Потому что в старых госпрограммах были индикативы, но никто за это не отвечал. Ни один чиновник не понес ответственности за их невыполнение.

Если говорить в идеале, должны быть четко прописаны требования со стороны государства, и их должны выполнять не только чиновники, но и фермеры готовы взять на себя ответственность и выполнять обязательства.

Первостепенное – это выделение земли, обеспечение ее водой, субсидии на селекционную работу, которые поддержали бы фермера на первом этапе. Потом, когда в этой среде будет конкуренция, когда будет увеличено количество фермеров, заинтересованных в выращивании сахарной свеклы – поэтапно можно будет сокращать субсидии, но сейчас, в период становления, когда нужны новые технологии, новое оборудование, и пока дорого заходить на рынок, должна быть поддержка государства.

У нас есть свое видение, но о конкретных суммах мы пока речи не ведем, потому что мы не знаем, на что готово пойти правительство для того, чтобы решить вопрос сахара раз и навсегда.

- Позволяют ли площади земли?

- Орошаемой земли не хватает, поэтому здесь задача за счет применения современных технологий. Между методом полива полей арычным методом или дождеванием – экономия воды в три раза. У нас часто ссылаются на то, что воды не хватает, но при ее качественном использовании площадь орошаемых земель можно нарастить как минимум в два раза.

Естественно, нужны каналы, водонакопители, на севере можно для этого использовать талую воду, которую нужно накапливать, потому что у нас почти 14 млн кубометров воды ежегодно уплывает в Северный ледовитый океан. Мы эту талую воду снегов теряем. Все это можно рационально использовать в экономике собственной страны.

- Спасибо за интервью.

Реклама
Реклама
Новости партнеров