Военным сложно адаптироваться психологически после службы
Военная служба однажды заканчивается, и ушедшему в запас офицеру или полковнику приходится искать свое место в гражданской жизни. Отдав долгие годы защите родины, к сожалению, не все военные могут найти себя после службы. Они начинают таксовать, идут в охрану, кто-то торгует на рынке, но часть других военных в отставке рассказала редакции «Голос народа», что так происходить не должно.
Напомним, что 1 мая в Астане объявили о запуске проекта «Служба послевоенной интеграции», который привлекает к общественной деятельности военных, ушедших в отставку. По словам автора проекта, зачастую военным после службы сложно адаптироваться в гражданской жизни.
«Эта боль почему родилась, потому что я сам 2 года назад вышел в запас, и я увидел эту боль, когда ко мне приезжали бывшие начальники, полковники, которые в свое время были большими воеводами, верховодами и сейчас они таксуют. Спрашиваешь почему, говорят, не получилось найти себя. В охране сидят. Они же себя между собой вратарями называют. Вы представьте, полковник с 30-летним стажем сидит на шлагбауме. Это не очень хорошо. В связи с чем возникла идея создать такой проект помощи для тех, кто выходит после службы на гражданку», – рассказал полковник запаса Рустем Жантенов, автор проекта «neSPI».
Читайте также: Военные покидают казахстанскую армию: действительно ли виноваты зарплаты?
Военные в отставке подтверждают, что адаптироваться, действительно сложно. И вместе с тем, о тебе как о майоре или офицере, просто забывают.
«Я ушел из вооруженных сил по рукштатным мероприятиям. Сейчас я работаю в сфере IT, руковожу call-центром. И честно сказать, после увольнения я месяц был в прострации, потому что было сложно адаптироваться. Это ожидаемые чувства, когда военные в отставке идут, например, таксовать. Я на себе прочувствовал, что после увольнения тобой никто не интересуется, всем все равно. Армия тебе говорит спасибо, до свидания и ты дальше варишься сам. Проблема такая реально существует, и никто громко о ней никогда не говорит. Очень жаль, что этим не занялось министерство обороны в свое время, хотя такой приказ существует о послевоенной интеграции», – прокомментировал майор запаса Максим Карасницкий.
Военные запаса уверяют, что у каждого из них большой потенциал и со своими навыками они могут трудиться на гражданке, но не все это понимают.
«Потенциал у офицеров запаса очень большой. Это люди, которые могут организовать любые процессы, в том числе и бизнес-процессы. Офицеров раньше называли инженеры человеческих душ, то есть, мы всегда работали с людьми. Я полагаю, что новым руководителям гражданским во многом не хватает этого свойства. Воинских специальностей на самом деле много, тех специальностей, которые могут применять на гражданке они могут защищать права пенсионеров, могут работать в любых компаниях, это тыловики, но им сложно адаптироваться и выйти из зоны комфорта», – уверяет начальник управления Центра военно-стратегических исследований Марат Джантемиров.
Военный запаса СГО Сергей Цырульников также дал совет тем, кто находится в отставке. Казахский силач утверждает, что жизнь на гражданке после долгих лет службы тоже есть, главное действовать.
«Я сам после службы еще даже не адаптировался. Есть, к сожалению, те, кто идут в охрану, таксовать и так происходить не должно. Нужно себя уметь реализовывать в гражданской жизни», – подчеркнул он.
Ранее мы сообщали, что по информации МВД, более полутора тысяч офицеров, сержантов, курсантов и солдат войск правопорядка задействованы для ликвидации наводнения в казахстанских регионах.