поиск
×
Казахстан

«Казахи делились с нами куском хлеба»: воспоминания депортированных ингушских семей

Истории ингушских семей, которые обрели родину в Казахстане

Назира Аидарбек
01 мая 2024 года в 09:25

«Казахи делились с нами куском хлеба»: воспоминания депортированных ингушских семей
Коллаж: Голос народа

Февраль 1944 года записан кровавыми чернилами в истории чечено-ингушского народа. В это время началось насильственное переселение порядка полумиллиона чеченцев и ингушей в Казахстан и Кыргызстан. Более сотни тысяч людей погибли в этот период. Десятки тысяч обрели новую родину – Казахстан. В День единства народа Казахстана корреспондент «Голос народа» побеседовала с двумя ингушскими семьями, которые в условиях трагичных событий обрели дом на казахской  земле.

Героеву Салману Сайдаровичу 85 лет, ровно 80 лет назад его насильно доставили в Казахстан. Тогда мамы пятилетнего Салмана уже не было в живых. Отец оказался в это время вдалеке, им так и не было суждено вновь встретиться.

«Отец был в командировке. Я с братишкой находился у дяди по отцовской линии, у Героева Хадиса. Вместе с ними был депортирован. Оказалось, что по пути депортации отец где-то погиб, неизвестно где.  Так мы и остались сиротами. Нас привезли вместе с семьей дяди в село Журавлевка, это 180 км от Астаны. Я там воспитывался вместе с братишкой у дяди. Там пошел я в школу, окончил Журавлевскую среднюю школу», — вспоминает Салман Сайдарович.

Салман Сайдарович с трепетом вспоминает, как казахский народ встретил чеченцев и ингушей, прибывших в небольшое село Акмолинской области.

«В начале нас поселили в школу, а потом нас разместили в казахскую семью. Хозяина звали Марат. Когда нас выселяли из Ингушетии, разрешалось брать только ручную кладь из продуктов и одежды. А что можно в ручную кладь уместить?  Продукты закончились. И вот эта семья казахская, где мы жили, они делились с нами куском от хлеба, предоставили нам угол своего жилья.

Я всегда отмечаю и говорю – о, великая степень Сарыарки, спасибо тебе за то, что в эти трудные годы сталинских репрессий ты не отняла нас от своей груди. Спасибо за протянутую руку дружбы, руку спасения. Мы ингуши никогда не забудем доброту и щедрость казахского народа. Дочерям, сыновьям и грядущим поколениям будем наказывать, чтобы они высоко несли знамя вот этой дружбы, знамя помощи казахского народа», — поделился аксакал.

Героев отмечает, что в селе Журавлевке, куда их депортировали, проживали казахи, ингуши, чеченцы, немцы, украинцы, татары, и он не помнит ни одного момента, чтобы возникали распри на межнациональной почве.

«Мы не просто нашли в Казахстане место обитания, но нашли настоящую родину. Я это всегда повторяю. Отношение к нам было хорошее. Я вспоминаю отношения между семьями Тоскины, Дукарты, Шипельбаевый, казахские семьи Ахметовы, Шариповы и другие», — рассказал Салман Сайдарович.

Пенсионер рассказывает, что они по сей день встречаются и общаются с семьями, которые поддерживали в непростое время.

Уже более 80 лет Салман Сайдарович проживает в Казахстане. Сегодня он является членом совета аксакалов при Ассамблее народа Казахстана «Ақсақалдар кеңесі». Жизнь его по праву можно назвать насыщенной. Обучаясь в школе, тогда еще мальчишка Салман активно занимался общественной деятельностью, играл в областной сборной по волейболу. 

«После окончания школы меня сразу забрали в Калининский райком комсомола инструктором. Некоторое время я проработал инструктором этого райкома комсомола, потом приехала делегация из Акмолинского обкома комсомола.

Когда мы приехали каждый отчитывался, оказался мой отчет лучше других. Через некоторое время в Обкоме Комсомола, как мне позже стало известно, там сказали, что есть парень Героев Салман, он стоит двух секретарей. Меня забрали в Акмолинский Обком Комсомола.  Это были годы интенсивного освоения Целины. Я много ездил по районам, был закреплен за Жаксынским, Есильским и Киминским районами», — поделился историей жизни Героев.

В разные годы Салман Сайдарович занимал ведущие партийные и хозяйственные должности, был отмечен высокими наградами.

Как упоминалось ранее, Салмана Героева депортировали вместе с братом, который вскоре после окончания института вернулся на историческую родину – в Ингушетию. Сам же Салман Сайдарович признается, что его родина в Казахстане. Здесь он чувствует себя родным и нужным.

«Я чувствовал себя чужим в Чечено-Ингушетии. Когда я приезжаю в Грозный, со мной здоровались только родственники. А когда я проходил по улицам нашего Целинограда, мне прохода не давали, обнимались, здоровались. Так я и подумал, что я туда поеду. Остался в нашем Казахстане и не жалею об этом», — признается он.

Потомок репрессированных ингушей Лидия Хашиева также поделилась историей своей семьи, которая стала жертвой бесчеловечного акта депортации 1944 года. Ее бабушки и дедушки по материнской и отцовской линиям были также депортированы с чечено-ингушским народом в 1944 году в Казахстан.

«Я помню из рассказов моих дедушек и бабушек, что в первую очередь очень губительным для них был непривычный резко континентальный климат, холод и, конечно же, отсутствие нормального жилья, продовольствия и теплой одежды. Лишенные исторической родины без всякого на это основания, они были вынуждены жить и трудиться в совершенно нечеловеческих условиях. При этом они не потеряли своей чести и достоинства, не озлобились, сохранили свои традиционные черты - миролюбие и трудолюбие», — рассказывает Лидия Хашиева.

Лидия Хашиева передала воспоминания своих бабушек и дедушек о том, как их народ встретили на казахской земле.

«Коренное население, само находившееся в труднейших условиях и подготовленное информационно властями к приезду «врагов народа», по-человечески с добром и с пониманием отнеслось к депортированным. Таким образом, врожденное добродушие, гостеприимство и толерантность казахов взяли вверх над идеологическими постулатами режима. И наш народ выжил!» — говорит она.

Многие ингуши, в том числе и родственники Лидии вернулись на историческую родину после смерти Сталина. Ее бабушки и дедушки же остались в Казахстане. В эти непростые послевоенные годы на свет появился отец Лидии – Магомед Хашиев. После него на свет появились еще 11 братьев и 5 сестер. В возрасте 9 лет он устроился работать на кирпичный завод, вместо наслаждения беззаботным детством он помогал родителям во благо большой семьи.

Позже Магомед Хашиев женился на Фаине Яндиевой, тоже дочери репрессированных ингушей.  Пара также создала еще одну большую семью в Казахстане, у них родились 9 детей.

«С высоты полученного жизненного опыта и пройденных дорог, высказываю уверенность в том, что большое влияние оказала на мое становление и становление моих братьев и сестер, как примерных граждан своей страны, именно преемственность традиций. Причем традиций не только национальных, объединенных в неписаный кодекс чести, но и традиций семейных

Нам прививали уважение и любовь к людям в общем, дружелюбие, коммуникабельность, гибкость независимо от их религиозной и национальной принадлежности», — говорит Лидия Хашиева. 

Братьев и сестер Хашиевых сегодня «разбросало» по разным уголкам не только Казахстана, но и мира. Так, старшая сестра переехала на Северный Кавказ, хотя до этого долгие годы работы в судебной системе РК.

«Зарема проживает в городе Алматы, является действующим нотариусом. Залина более 18 лет посвятила работе в налоговых органах Акмолинской области. Танзила с опытом работы возглавляет нотариальную контору в городе Астанк, Надифа является врачом-эндокринологом и членом Ассоциации врачей эндокринологов Казахстана. Мой брат Казбек 13 лет посвятил работе в органах прокуратуры Республики Казахстан. В настоящее время работает в Национальном бюро по противодействию коррупции Республики Казахстан заместителем руководителем управления. Залимхан занимается бизнесом. Я сама занимаюсь новым интересным проектом по внедрению горизонтального мониторинга в Республике Казахстан», — рассказывает Лидия Хашиева.

Лидия Хашиева отмечает, что не спроста решила рассказать о сложившейся судьбе своих братьев и сестер, потомков депортированных в Казахстан ингушей.

«Таким образом, своим примером мы подтверждаем равенство условий граждан нашей многонациональной страны для самореализации. Вынося решение о депортации, ее инициаторы, наверное, не могли предположить, что спустя годы люди, названные врагами народа и отправленные на вымирание, будут удостоены высокого доверия быть причастными к строительству независимого Казахстана. Мы безмерно благодарны казахскому народу за помощь и поддержку в тяжелые годы лихолетья», — заключила Лидия Хашиева.

Новости партнеров

Вам будет интересно