поиск
×
Казахстан

Бизнес на плохом школьном образовании: почему никто не контролирует репетиторов?

Минпросвет планирует внедрить лицензирование дополнительного образования

Анна Величко
28 апреля 2024 года в 11:26

Бизнес на плохом школьном образовании: почему никто не контролирует репетиторов?
Фото: Голос народа

Каждый год тысячи казахстанских родителей отдают миллионы тенге сначала платным курсам подготовки к школе, потом – к ЕНТ, а некоторые – еще и в годы обучения ребенка в обычной школе - репетиторам, чтобы он смог перейти в школу для одаренных детей. Но кто гарантирует, что родители не нарвутся на мошенников или шарлатанов? И не скрывается ли под личиной доброго репетитора человек с расстройствами психики? «Голос народа» обсудил вопрос дополнительного образования с экспертами.

Чем хуже школа, тем больше тратят родители

К весне популярность услуг разного рода репетиторов и центров подготовки взлетает до небес: родители понимают, что окончание очередного учебного этапа совсем рядом, а готово любимое дитя к новому этапу весьма слабо.

При этом, если еще лет 10 назад к услугам извне прибегали в основном родители старшеклассников, то с каждым годом набирают все большую популярность курсы подготовки к 1 классу, а также курсы подготовки к поступлению в школы формата НИШ.

«Учителя в школах ориентированы на государственный общий стандарт образования (ГОСО-прим. Авт). И их оплата труда не зависит от качества образования. Да, все говорят о том, что надо повышать качество образования, но это, к сожалению, остается только на словах. По факту ориентир для учителя – это качество успеваемости. А качество знаний – это немного другое. И в образовательных центрах именно этот показатель стоит на первом месте. Ведь если родитель привел ребенка и не увидел результат, то он второй раз может не прийти и не заплатить», - объясняет рост популярности таких центров председатель отраслевого совета по частному образованию при НПП «Атамекен» по области Жетысу Маржан Ахмеджанова.

И ключевое здесь – именно деньги родителей. По самым скромным подсчетам, месяц подготовки в образовательном центре или же с репетитором по одному предмету обойдется в 20 000 тенге где-нибудь в регионе и доходит до бесконечности в Астане и Алматы.

Между тем, основная, если не сказать единственная причина их популярности – низкое качество преподавания в государственных школах и детских садах.

В министерстве просвещения предпочли проигнорировать наш вопрос о том, когда у детей будет достойное образование без дополнительных финансовых вливаний со стороны родителей.

А в министерстве высшего образования и науки уверяют, что рост популярности репетиторов и частных образовательных центров – это не проблема некачественного бесплатного образования, а общемировая тенденция.

«За последние десятилетия масштабы дополнительных услуг, репетиторства значительно возросли во всем мире, особенно после пандемии Covid-19. К примеру, масштабный рынок частного репетиторства сложился в Южной Корее, в Японии родители берут частные уроки у репетитора 7 дней в неделю (как оффлайн, так и онлайн), средний школьник в Японии учится от 10 до 16 часов в день», - говорит заместитель председателя Комитета высшего и послевузовского образования МНВО РК Жанна Есинбаева.

Также она заверила, что ведомство делает все возможное, чтобы выпускники школ могли максимально показать свои знания на ЕНТ и подготовиться к нему даже без родительских денег.

Так, министерство запустило Youtube-каналс онлайн-уроками, делает ежегодный анализ результатов тестирования, чтобы выявить наиболее проблемные темы каждого региона, города и села республики.

Все равны, но богатые ровнее

Между тем, весной в Казахстане проходит еще один важный для школьников этап – отбор в школы для одаренных детей. Желающих попасть в  «Назарбаев интеллектуальные школы», «Республиканскую физико-математическую школу и в «Лицей «Билим-Инновация» - тысячи по всему Казахстану, мест – несколько сотен в каждом городе.

«Когда говорят, что в НИШ обучаются только одаренные дети, я с этим не согласна. У нас каждый ребенок одарен по-своему. А в НИШ имеют возможность поступить только те дети, которых специально подготовили», - еще несколько лет назад говорила во время одного экспертного обсуждения депутат мажилиса Ирина Смирнова.

И с каждым годом популярность такого рода центров растет. Однако проблема в том, что месяц занятий в них стоит от 50 000 тенге, в идеале готовиться надо с 4 по 6 класс.

А как же безопасность?

Деньги – это полбеды. Куда важнее вопрос безопасности. В зарубежных СМИ можно встретить истории о том, как среди сотрудников центров дополнительного образования выявляли педофилов и других асоциальных личностей.

Где гарантия, что это не может произойти в Казахстане?

Как признают эксперты, такой гарантии нет.

«Государством эта деятельность не контролируется, поэтому, по сути, любой желающий может открыть ИП или вообще просто кинуть объявление о репетиторских услугах и начать работать. И родителям приходится опираться только на собственные ощущения или на рекомендации знакомых», - говорит об этом директор департамента развития человеческого капитала НПП «Атамекен» Азамат Бейсенбенов.

При этом, как признался мужчина, он тоже много раз отправлял своих детей и к репетиторам, и в центры дополнительного образования, и на различные кружки. И 100% гарантии безопасности, на самом деле, дать не может никто и нигде.

Тем не менее, в минпросвете отмечают: они сейчас ищут варианты взять данный вид деятельности под контроль.

«В данный момент рассматриваются поправки в закон «Об образовании», которые предусмотрят введение уведомительного характера, в целях упорядочения деятельности организаций дополнительного образования и введения электронного реестра», - ответили «Голосу народа» в пресс-службе министерства просвещения.

Как признается Маржан Ахмеджанова, она, как владелец сети частных образовательных центров таким инициативам ведомства рада не особо.

«Программа частного образовательного центра разрабатывается силами самого владельца. Центры регламентируются только санитарными правилами, противопожарной безопасностью и налоговым учетом. В законе «Об образовании» о нас никак не упоминается. Нас, можно сказать, нет в системе образования. Но, на самом деле, это неплохо – если государство обратит на нас внимание, зарегулирует так, что мало не покажется! Пока же самый наш главный контролер – это клиент, то есть – родители. Если им что-то не понравится, то они не будут ходить и центр закроется», - говорит она.

Новости партнеров

Вам будет интересно