Можно ли продать старый автомобиль дорого: что ждет казахстанский рынок?

Эксперт объяснил, почему в Казахстане упал спрос на б/у автомобили

Назира Аидарбек

Казахстанские автолюбители жалуются на снижение спроса на б/у автомобили. Корреспондент «Голос народа» разбиралась, в чем причина сложившейся ситуации.

Один из автоблогеров опубликовал в социальной сети Тик Ток видео, где он посетовал на то, что на вторичном рынке перестали продаваться автомобили, либо они продаются по значительно заниженным ценам. По его словам, на б/у авто сохраняется спрос лишь в автосалонах, где их реализовывают через кредитование.

«Кто за последнее время продал машину. Сколько по времени вы продавали машину, и продали ли вы машину за ту сумму, которую хотели?» — задал вопрос блогер.

Казахстанцы стали активно отвечать на вопросы, заданные на видео. Многие подтвердили, что продать авто на вторичном рынке стало гораздо сложнее.

«Камри 55, 2017 года, за 10,5 млн тенге. Ни одного звонка», «Кобальт за 8 млн тенге продать не могу», «Живу на юге Казахстана. Недавно был на авторынке и наблюдал печальную картину - продаются авто только до 2 млн тенге (14-е, Нексиа и жигули), а немцы и японцы стоят блестят, никто не интересуется», «Не можем продать RAW4 2019 года,  новое поколение, люкс комплектация, с сигнализацией, в шикарном состоянии, рассчитывали на 18 млн, уже снизили до 16,5, не в залоге», «Продал Туксон 2022 года себе в убыток», — делятся опытом казахстанцы в комментариях.

Некоторые пользователи выразили мнение, что стагнация на рынке происходит из-за того, что многие ожидают отмену утильсбора в ближайшем будущем.

Автоэксперт Алексей Алексеев объясняет, что снижение цены на автомобиль на вторичном рынке всегда было обычным делом.

«Человек покупал машину выезжал за ворота дилерского центра, и машина становилась на 20% дешевле. Потом проходило время, машина дешевела еще за первый год на 30-40%, в зависимости от бренда. Меньше всего падали в цене Toyota и Lexus, больше всего падали в цене немцы всех марок. Значит, корейцы падали примерно, как как немцы, китайцы падали на 50%. Это было давно. Потом в 2020 году началась пандемия, в 2021- дефицит полупроводников, мировой кризис», — говорит эксперт.

С этого момента, по словам Алексеева, начался взлет цена на автомобили по всему миру. Дефицит повлиял на то, что купленный за 5 млн тенге транспорт через два года продавался за 7 млн. Эксперт отмечает, что это уникальный случай в истории человечества, который не постоянен.

«Во-первых началась война России с Украиной. Из России ушла куча брендов. В России возник дефицит на рынке автомобилей. Дефицит достигал около 800 тысяч автомобилей, они поехали к нам, стали скупать у нас. На фоне дефицита сами люди и наши соседи стали скупать автомобили свеженькие, до пяти лет. Все это диктовало рост цен. Но этот момент прошел, в 2023 году закончился дефицит полупроводников, закончился дефицит на рынке автомобилей», — рассказал Алексеев.

Эксперт предполагает, что именно тот период сформировал у казахстанцев мысли о том, что автомобили должны стоить дороже. Он не согласен с тем, что в народе пропал интерес к б/у автомобилям.

«У нас в стране зарегистрировано 5 млн автомобилей в стране зарегистрировано. За 2023 год было продано более 200 тысяч авто.  То есть большинство автомобилей у нас в стране – б/у. 45% - старше 10 лет, а сколько-то из них старше 30 лет. У нас устаревающий автопарк в стране, это бедствие. Спрос на б/у машины всегда есть, просто зависит от цены», — поделился мнением спикер.

Он считает, что автомобильному пора снова возвращаться в ту реальность, где б/у автомобили стоят дешево. Нежелание продавцов снижать цены и стали причиной стагнации рынка, говорит Алексеев.

«Вторая причина, почему они плохо продаются – нет хороших программ автокредитования. С 1 апреля банки включили повышенную проверку. То есть раньше можно было купить машину без подтверждения доходов, минимум бумажек, документов. Процедура стала дольше. Это тоже отпугивает», — высказался эксперт.

Также Алексеев объяснил стагнацию на вторичном рынке тем, что дилерами на новые авто значительно снижаются цены. По его словам, безвизовый режим с Китаем стал причиной того, что казахстанцы сами едут покупать машины в соседнюю страну и продают их здесь по доступным ценам. Всю ситуацию он охарактеризовал, как ценовые войны.

«В Казахстане строится 3 автомобильных завода сейчас. Их ввод в 2025-2026 годах рынок изменится. Я лично ожидаю, что, когда заработают эти заводы, государство вернется к рассмотрению программы льготного кредитования. Потому что машины отечественного производства нужно будет как-то продавать», — считает Алексеев.

Касательно утильсбора Алексеев высказался, что не видит предпосылок со стороны правительство к его отмене.

Реклама
Реклама
Новости партнеров