Могут ли казахстанцы не платить за обслуживание в кафе и ресторанах?

И на сколько законно включать эту сумму в чек?

Алина Мороз

Во многих заведениях общественного питания в Казахстане жители привыкли видеть в итоговой сумме надбавку за обслуживание. В среднем посетители платят за такую услугу 10% от общей стоимости заказа. Корреспондент редакции «Голос народа» побеседовала с юристом Азизой Мукашевой и узнала, на сколько законно включать такие чаевые в счет?

По словам спикера, рестораторы могут включать стоимость обслуживания, но есть свои нюансы. Одно из главных условий – это информирование клиентов.

«Если владельцы ресторанов, кафе все же включают в чек стоимость за обслуживание, потребитель должен быть об этом уведомлен любыми информативными способами – об этом его может предупредить официант, либо такая информация должна быть указана в меню, тем самым оставив выбор за потребителем», - делится Азиза.

Кроме того, она рассказывает, вся информация, которая должна быть в чеке прописана в Налоговом кодексе РК. Стоит заметить, сумма за обслуживание не должна указываться в процентах.

«В Налоговом кодексе РК, а именно в статье 166, прописано какие данные должны быть указаны в чеке. Так, помимо наименования налогоплательщика, даты и времени выдачи чека, должна быть указана цена на товар, работу или услугу. Соответственно, стоимость услуг должна быть указана в тенге, не в процентах», - делится эксперт.

 Юрист также отмечает, если дело касается чаевых, то они не могут нести обязательного характера. Клиент сам решает поощрять официанта за хорошее обслуживание или нет.

По словам Азизы, в случае несогласия с оплатой процента за обслуживание потребитель может обратиться в департамент торговли и защиты прав потребителей либо в суд.

Мы также решили узнать, включают ли стоимость обслуживания в чек рестораторы стран СНГ. Жительница России Софья рассказывает, что в большинстве заведений в их стране такой практики не наблюдается.

«Если ты хочешь заплатить чаевые, то делаешь это сам. Тебя никто не обязывает. В некоторых ресторанах включают в стоимость около 10%. Но таких мест прям очень мало. Еще в каких-то местах включают цену обслуживания, когда присутствует много гостей. Например, если вы сидите компанией в восемь и более человек, то в вашем чеке появится надбавка», - делится она.

Такой политики придерживается и большинство заведений Белоруссии.

В Узбекистане, Кыргызстане и Таджикистане в ресторанах и кафе включают стоимость обслуживания в итоговый чек. В среднем, как и в Казахстане эта сумма будет равна 10% от общего чека.

 «Обычно стоимость обслуживания входит в счет. Это от 10 до 20% от полной суммы. Кроме этого, многие оставляют еще и чаевые», - говорит жительница Узбекистана Валерия.

Таким образом, владельцы заведений могут включать стоимость обслуживания в итоговый чек, но обязаны предупредить об этом своих клиентов. А они, в свою очередь, вправе сами решать: отказаться или согласиться с условиями.

Реклама
Реклама
Новости партнеров