поиск
×
Общество

Футболят как могут: онкобольные в отчаянии

Из-за сбоев с поставками препаратов для проведения ПЭТ-КТ онкобольные не могут получить адекватное лечение.

Ботагоз Искакова
16 июня 2022 года в 19:36

Футболят как могут: онкобольные в отчаянии
Фото: roche-kz.com

В редакцию golos-naroda.kz обратился сын онкологической больной Богдан Зарецкий из Жезказгана. На 16 июня она была записана на проведение ПЭТ-КТ в Центре ядерной медицины больницы управления делами президента в Нур-Султане.

Так как этот анализ очень важен, за четыре дня до него, 12 июня, она самолетом прилетела из Жезказгана в Караганду, но ей сообщили, что из-за отсутствия препарата они перенесли диагностику сначала на 22 июня, а спустя два дня – на 22 июля.

«У мамы онкология, ей нужно постоянное наблюдение, чтобы на раннем этапе обнаружить возможную опухоль, которая может вырасти до критической степени, это может произойти очень быстро, и промедление может негативно сказаться на здоровье. У нее в 2018 году была обнаружена онкология второй группы. На руке удалили новообразование, через год появилось в лимфоузле, и теперь нужно постоянное обследование», - отметил Богдан.

В беседе с журналистом он пожаловался на низкий уровень коммуникаций всей системы министерства здравоохранения. Медицинские сотрудники всех уровней очень тяжело идут на контакт с населением, нет площадки для переговоров с ними.

«Они делают что хотят и дают ответы, которые им удобны. Там столько упущений, люди это видят. Они должны вести диалог, но они сами не болеют, у их родственников все нормально, и они не видят реальной ситуации. Есть люди, которые к ним обращаются, им на сайт пишут, но они официально отписываются. А что мы должны делать? Ходить, стоять перед ними и умолять их, к ним стучаться, записываться и по 10-20 дней ждать запись? А чиновник придет, головой покивает и ничего не решится. Я не в первый раз в этих госорганах бываю. И ходить к ним только для того, чтобы они просто выслушали? Проблема не решается! Диалога нет, и футболят как могут. Есть предложения, которые и государству, и людям могут облегчить работу, а они слышать ничего не хотят, и тем более – менять что-то», - подчеркнул он.

Журналист golos-naroda.kz и сама убедилась в том, что чиновники от здравоохранения очень тяжело идут на контакт. Для написания материала пришлось сделать в общей сложности 25 звонков во всевозможные инстанции, но исчерпывающих ответов получить так и не удалось.

Но обо всем – по порядку.

Для чего нужно ПЭТ-КТ и что это такое

ПЭТ-КТ – это позитронно-эмиссионная томография, совмещенная с рентгеновской компьютерной томографией, которая является гибридной методикой радионуклидной диагностики, широко используемой в онкологии во всем мире. Она позволяет оценить масштабы опухолевого поражения пациента и верно определить стадию заболевания. При этом на страницах частных медицинских центров заверяют, что методика безопасна и не приводит к болезненным ощущениям, позволяет обследоваться амбулаторно без хирургического вмешательства, получать полную информацию о распространенности злокачественного процесса в организме.

Вся проблема с проведением данного ПЭТ-КТ сегодня возникла из-за того, что для выявления патологических клеток применяются различные радиофармпрепараты. ПЭТ-КТ всего тела проводится с введением 18F-фтордезоксиглюкозы (18F-ФДГ) – это препарат, который готовится накануне исследования, с учетом индивидуальных особенностей пациента.

Данной ФДГ как раз-таки сегодня в наличии в Нур-Султане не оказалось.

Масштабы проблемы

Мы нашли на сайте минздрава сообщение от 31 декабря 2021 года о том, что сейчас на всей территории Казахстана действует всего четыре позитронно-эмиссионных томографа (ПЭТ–центра): два в Нур-Султане, и по одному в Алматы и в Семее. 

Как сообщила golos-naroda.kz заведующая отделением ядерной медицины доктор медицинских наук Айгуль Садуакасова, по данным Всемирной организации здравоохранения, в среднем на 1 млн населения должен быть 1 ПЭТ-центр. «У нас должно быть не менее 12-ти ПЭТ-КТ аппаратов», - подытожила она.

Для справки, по официальным данным, в Казахстане 19,1 млн граждан.

А имеющиеся четыре из-за нехватки сырья периодически простаивают.

Минздрав сообщает, что в Казахстане разработают Дорожную карту по развитию отечественной ядерной медицины. Этот вопрос в конце декабря рассматривался на отдельном совещании под председательством заместителя премьер-министра РК Ералы Тугжанова.

Министр здравоохранения Ажар Гиният, которая тогда являлась вице-министром, констатировала, что растет количество онкологических пациентов, которым требуется проведение современного метода диагностики.

Вице-премьер отметил, что в рамках направления «Высокоэффективная ранняя диагностика» комплексного плана по борьбе с онкологическими заболеваниями в ближайшие два года для инновационных методов исследования запланировано открытие еще четырех ПЭТ-центров в городах Нур-Султан, Шымкент, Актобе и Караганда. Он поручил разработать Дорожную карту по развитию отечественной ядерной медицины и создать межведомственную рабочую группу из ответственных государственных и заинтересованных в сотрудничестве в рамках ГЧП компаний.

Но все это – пока обещания чиновников. Что мы видим на практике?

Почему в Нур-Султане ПЭТ-КТ простаивают

Данные исследования в столице проводятся на базе двух медицинских учреждений – Республиканского диагностического центра корпоративного фонда University Medical Center (а этот КФ, в свою очередь, дочерняя организация Назарбаев университета) и больницы медицинского центра Управления делами президента Республики Казахстан, но ПЭТ-КТ делается в их отделении ядерной медицины Центра ядерной медицины.

Связаться с УДП не составило особого труда. На контакт охотно пошли как старшая медсестра Центра ядерной медицины Шолпан Тынымбаева, так и ее руководитель, заведующая отделением ядерной медицины, доктор медицинских наук Айгуль Садуакасова.

«Для того, чтобы провести ПЭТ-КТ исследование, необходим радиофармацевтический лекарственный препарат 18F-ФДГ, который вводится внутривенно. Он синтезируется на циклотронном производственном комплексе. На сегодняшний день такой комплекс есть в РДЦ. Эти радиофармпрепараты ультракороткоживущие. Их период полураспада составляет всего 109 минут. Запастись где-либо этим препаратом, или привести его из-за рубежа, не представляется возможным. Поэтому рядом с таким циклотронным производственным комплексом обычно располагаются диагностические отделения», - объяснила Айгуль Садуакасова.

Сегодня УДП полностью зависит от РДЦ, специалисты которых ежедневно, два раза в день, поставляют этот радиофармпрепарат.

«В РДЦ закончились расходные материалы. Возможно, именно сложная геополитическая ситуация, связанная с войной в Украине, повлияла на то, что логистика нарушена, и продукция из Европы поставляется несвоевременно, небольшими партиями. Мы зависим от них, и нам приходится переносить даты проведения ПЭТ-КТ для пациентов. Они обещали на этой неделе, но вчера позвонили и сказали, что расходные материалы 21-22 июня поступят», - отметила заведующая отделением.

Она пояснила, что для того, чтобы уйти от зависимости РДЦ, в УДП появится свой циклотронный производственный комплекс, но открыть его планируется в третьем квартале 2022 года, то есть не раньше осени.

«В Нур-Султане мы будем открывать свой циклотронный комплекс, потому что мы устали от несвоевременных поставок. Это с 2015 года продолжается, мы в очень сильной зависимости от РДЦ. ПЭТ-центры обязательно нужно открывать вместе с циклотронным производственным комплексом. Это должно быть в увязке. Один диагностический кабинет или аппарат не может существовать без циклотропного производства», - резюмировала она.

В свою очередь, по словам Шолпан Тынымбаевой, проведение ПЭТ-КТ остановилось 8 июня.

«В связи с этим, мы пациентов переносим. Но мы определяем примерные сроки, точно не можем говорить. У нас есть WhatsApp, мы каждому пациенту отправляем сообщение, что мы остановились, и пока не можем сказать, когда будет обследование. Мы каждому объясняем по телефону. Наши онкологические пациенты с 2015 года проходят обследование в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП), ежемесячно в рамках ГОБМП его проходят от 200 до 400 пациентов, все зависит от наличия препарата», - пояснила Шолпан Тынымбаева.

…если ответов добиться сложно – то есть, что скрывать

Больше комментариев от остальных звеньев системы здравоохранения мы получить сегодня не смогли.

Очень сложно было просто найти живых сотрудников РДЦ, хотя в открытом доступе и были их телефоны колл-центров с автоответчиками (по номерам 8 775 007 15 20 и 8 775 007 84 91).

Поэтому можно понять эмоции людей, которые узнали о своем диагнозе или имеют онкологические риски.

Так, автор материала более пяти минут слушала музыку в ожидании записи на услуги МРТ, КТ, рентген. Каждый раз автоответчик на трех языках предупреждает, что «разговор может быть записан». Тем самым, медорганизация, действующая за счет налогоплательщиков, заботится о собственной информационной безопасности. Один раз после длительного ожидания оператора терпения не хватило уже у бота, который сообщил: «К сожалению, сейчас никто не может ответить на ваш звонок. Пожалуйста, оставьте сообщение после гудка, или перезвоните позже» - после чего связь оборвалась.

После неоднократных попыток долгожданный оператор все-таки ответила, мне дали мобильный телефон пресс-секретаря. Но если бы я представилась пациентом, боюсь, удача была бы не так благосклонна на получение какого-либо ответа.

Для повышения оперативности мы не стали сильно озадачивать пресс-секретаря. У него была очень простая задача - предоставить контакты спикера, который прокомментировал бы вопросы нехватки радиофармпрепаратов для КТ.

Но вместо этого пресс-служба решила спустя пять часов предоставить нам информацию следующего характера:

«Корпоративный фонд University Medical Center (КФ UMC) сообщает, что в связи с геополитической ситуацией в мире поставщики не могут обеспечить поставку расходных материалов для изготовления радиофармпрепаратов. В свою очередь дефицит радиофармпрепаратов привел к тому, что КФ UMC вынужден приостановить прием пациентов на прохождение ПЭТ исследования предположительно на неделю. При восстановлении производства радиофармпрепаратов прием пациентов будет возобновлен, о чем будет сообщено дополнительно».

То есть наш вопрос так и остался без ответа. Мы узнали то, что было известно и без обращения в пресс-службу РДЦ.

На просьбу все-таки ответить пресс-секретарь потребовал обращаться на официальном бланке нашего портала, и выслать вопросы на их официальную почту.

А где же ответы «власть имущих»?

При подготовке материала нас заинтересовала красочная цитата в СМИ руководителя единого дистрибьютора по закупу лекарств в Казахстане ТОО «СК-Фармация» Ерхата Искалиева.

22 апреля 2022 года он заверил корреспондента МИА «Казинформ» в том, что «в этом году проблем с обеспечением лекарств не будет».

«Закуп лекарств производится на полгода вперед. Продолжается отгрузка лекарств из России. Сейчас ведется работа по подготовке к 2023 году, в том числе, изучение ситуации и переговоры с Минздравом Украины», - отметил он.

Мы связались с руководителем пресс-службы ТОО «СК-Фармация» Айгерим Смаиловой, которая сообщила, что «эти реактивные фармпрепараты (18F-ФДГ) через единую дистрибьюцию не закупаются».

«Медицинские организации, которые имеют ПЭТ-КТ, закупают отдельным лотом, потому что у них идет отдельное обслуживание. Мы же не работаем с этим фармпрепаратом, вам скорее всего нужно обратиться в Казахстанский научно-исследовательский центр института онкологии и радиологии (КНИЦИОР), который курирует все онкоцентры по республике, областные и городские. У нас перечень – список тех препаратов, которые должны закупаться через систему единой дистрибьюции – утверждает министерство здравоохранения. В этом перечне эти вещества не числятся, они не включены, и мы не знаем, у кого закупают», - отметила Айгерим Смаилова.

Дозвониться в КНИЦИОР также оказалось очень непросто. 

Секретарь в приемной, представившаяся Гулей, сообщила, что председатель правления данного центра, Кайдарова Диляра Радиковна, находится на совещании.

Ситуацию могут прокомментировать ее заместители, для чего автору материала нужно написать свои вопросы в WhatsApp организации. В зависимости от того, к кому из заместителей относится данный вопрос, и будет определен спикер.

Эта просьба была выполнена в 15:12 по состоянию на 16 июня, но контакты спикера нам так и не предоставили.

На протяжении двух часов трубку они не брали. Остается только догадываться, почему в рабочее время, когда руководитель находится на совещании, никто в центре не выходит на связь. Все срабатывает по принципу: «кот за угол, мыши – в пляс»? Исполняются ли обязанности хотя бы секретарем приемной?

Спустя три часа Гуля написала ответ: «утром мы вам предоставим официальный ответ».

Мы обратились с вопросами и в пресс-службу министерства здравоохранения. Ведомство обещало до вечера предоставить ответы, но на момент размещения материала мы пока их не увидели.

Редакция golos-naroda.kz продолжит информировать читателей и надеемся, сообщить о решении данной проблемы.

Для онкологических больных каждый день может стать роковым. Наверняка среди них есть те, у кого отсчет жизни пошел на часы.

Новости партнеров

Вам будет интересно