Для тюркских народов день весеннего равноденствия был больше, чем просто праздник
В этом году впервые Казахстан стал официально праздновать Наурыз мейрамы 10 дней. Как уверены историки, это правильное прочтение великого для степи праздника. О том, почему древние тюрки считали весеннее равноденствие ключевой датой года, а также о том, что могло бы повысить значимость этого праздника в современном мире, корреспонденту «Голоса народа» рассказал филолог и тюрколог, президент ОФ Turk Tengri Ерлан Еспенбетов.
Как отмечает тюрколог, именно от весеннего равноденствия наши предки вели отсчет всех событий степи.
«Чем больше я изучаю различные источники тюркской рунической письменности и истории тюрков, тем больше мне становятся понятны ключевые традиции нашего народа. К примеру, у казахов есть понятие «мушел». Считается, что это основополагающий год жизни. Он наступает каждый тринадцатый год. В мушел завершается один период и начинается новый цикл жизни. Понятие мушел тесно связано с тюркским летоисчислением и гороскопом. И велся отсчет нового года и цикла именно от дня весеннего равноденствия», - говорит Ерлан Еспенбетов.
И, что интересно, наши предки верили, что и у природы есть свой двенадцатилетний цикл. Они, с учетом года в этом цикле, предполагали какой будет урожайность, как будет расти скот и так далее. Эти записи уже давно переведены. Согласно календарю тюрков, наступающий год будет дождливым и урожайным. А люди, которые родятся в ближайшие 12 месяцев, будут крепкими и любящими внимание.
Вместе с тем, как подчеркивает тюрколог, география празднования весеннего равноденствия в древности была гораздо шире, чем сейчас. И схожие границы зодиакальных месяцев в различных культурах – тому подтвержление.
«На наш взгляд в начале день весеннего равноденствия сформировался как один из религиозных праздников многих древних религий – Зороастризма, Тенгрианства, верований европейского язычества: кельтов (праздник «Остара», древние германцы, славяне). Жрецы также проводили особые ритуалы почитания дня весеннего равноденствия в культовых местах, где располагались памятники мегалитической культуры древних цивилизаций. Важно отметить, что Главная ось Стоунхенджа и даже загадочный взор Великого Сфинкса в Гизе направлены именно на точку восхода Солнца в этот астрономический период», - напоминает он.
В то же время, как считает Ерлан Еспенбетов, чтобы расширить географию празднования Наурыз, а также – чтобы напомнить миру о роли тюркской цивилизации в мировой истории, Наурыз мейрамы было бы правильно переименовать в Коктем.
«Если хотя бы немного углубиться в этимологию слова «Наурыз», то сразу становится понятно, что это слово пришлое. Оно не свойственно тюркоязычным странам. Наши народы всегда называли весеннее равноденствие «Көктем» - ????? в рунической письменности. То есть дословно «весна» и, если быть точнее, ранний период появления свежей зеленой травы Көк шөп, что для кочевников было жизненно важно и действительно говорило о новом жизненном цикле природы. О том, что морозы остались позади. Этимологию корня данного слова «Көк» ??? можно отследить с времен древнетюркского каганата, обозначавшего «Небо» или «созданное небом», то есть нерукотворное», - объясняет Еспенбетов.
С таким же предложением выходили несколько лет назад на свое правительство представители кыргызского этноса.
Переименование Наурыза в Коктем, таким образом, по мнению общественного фонда Turk Tengri в казахстанцах спровоцирует новую волну интереса к собственным традициям и культуре, а также позволит стране упрочить свое роль в мировой истории.