Казахстан вступил в новую эпоху развития, идёт динамичный и всесторонний процесс обновления, отметил Касым-Жомарт Токаев чуть больше года назад, заявив о решении провести в стране внеочередные выборы в Мажилис и маслихаты всех уровней. Как отразилась выборная кампания на дальнейшей модернизации политической системы республики? Что говорят о проведении выборов международные эксперты? И какой эффект от изменения избирательной системы страны смогли ощутить граждане? Эти и другие вопросы обсудили с экспертом Центра геополитических исследований «Берлек-Единство» Алексеем Чекрыжовым.
Алексей Владимирович, 19 марта прошлого года в Казахстане прошли внеочередные выборы в Мажилис Парламента и маслихаты всех уровней. Когда Президент нашей страны анонсировал предстоящую выборную кампанию, он резюмировал, что её проведение продиктовано логикой конституционной реформы. Напомню, что ранее казахстанцы активно поддержали преобразования на общенациональном референдуме. Как, по Вашему мнению, прошедшие выборы отразились на политической модернизации страны?
- Парламентские выборы годичной давности в Республике Казахстан по своей сути завершили длительный электоральный цикл, стартовавший после общенационального референдума по поправкам в Конституцию страны. Выборы в Мажилис действительно усилили конкурентность и прозрачность политической среды государства, к чему неоднократно призывал и Касым-Жомарт Кемелевич. К слову, необходимость и важность таких изменений стала, бесспорно, явной после событий января 2022 года, которые и стали фактором-стрессором последовавших электоральных процессов. Тем не менее, усиление политического плюрализма, повышение эффективности и представительности Парламента – это тоже лишь очередной шаг в проведении заявленного курса на построение «нового Казахстана». С учётом постоянных преобразований и перестановок теперь уже в Правительстве в этом году, очевидно, что кадровое обновление и политическая модернизация продолжаются.
А что Вы думаете об упрощении процедуры регистрации политических партий? Какой эффект от процесса смогли увидеть казахстанцы?
- Во-первых, ещё в период предвыборной гонки изменения были хорошо восприняты казахстанцами. Избиратели также позитивно отмечали и введение графы «против всех». Существует мнение, что такой шаг может дать возможности саботировать выборы. Однако в этой графе лишь 3,9% избирателей поставили соответствующие отметки. Во-вторых, ещё ранее конституционный референдум установил новые цензы для потенциальных кандидатов. Значительно ограничены возможности участия в партиях со стороны Президента и акимов. Всё это нивелировало потенциальный конфликт интересов и снизило роль административного ресурса на всех электоральных этапах. Иными словами, выборный процесс стал более прозрачен, но какого-либо негатива эти тенденции не принесли. Напротив, с одной стороны, население получило возможность выразить волю к обновлению политического поля, с другой – поддержало действующую власть.
По словам Президента, так много времени на подготовку к выборам у кандидатов и политических партий в Казахстане не было никогда. О чём, на Ваш взгляд, говорит это заявление К. Токаева? И насколько именно такие изменения в избирательной системе республики были необходимы?
- Изменения были действительно показательны, как минимум, проходной порог в Парламент для партий был снижен с 7 до 5%, что позволило включиться в гонку новым игрокам. Кроме того, почти треть мест в палате заняли самовыдвиженцы. Наконец, конкуренция наблюдалась и на выборах в маслихаты. В результате, участие в предвыборной гонке приняли более 10 тысяч кандидатов. Это является и индикатором запроса на новые лица в политической системе со стороны казахстанцев, и показывает всплеск гражданской активности. Конечно, все эти нововведения потребовали дополнительных сроков подготовки.
Безусловно, либерализация электоральных норм автоматически усиливает конкурентность выборов. С учётом выборов в местные органы, в некоторых бюллетенях было указано несколько десятков кандидатов. Через конституционные и выборные изменения в Республике Казахстан прослеживаются серьёзные темпы политической динамики. Это просто необходимо при решении амбициозных задач построения «нового Казахстана» и «слышащего государства». Обновление Парламента позволяет учитывать широкий спектр мнений, позитивно сказывается на его гибкости и возможности корректировать политические преобразования в реальном времени. Вместе с тем, прошедшие выборы примечательны и антирекордом по явке избирателей, которая составила лишь 54,19%. Однако низкие показатели явки всё-таки обусловлены сложившимися электоральными привычками населения Казахстана.
Хотелось бы услышать Ваше мнение и по вопросу связанному с организацией выборного процесса в Казахстане. Насколько всё проходило открыто и прозрачно?
- Об открытости выборов в Казахстане говорили многие международные наблюдатели, которые работали на всех избирательных участках, как в самой республике, так и за её пределами. Зарубежные эксперты отмечали рост демократизации, обеспечение высокой степени безопасности и открытости. Показательно, что некоторая критика наблюдалась только со стороны ОБСЕ, которая, к слову, в последние годы сильно себя дискредитирует. Собственно, максимально понятно о европейской критике в своё время высказывался МИД РК. Казахстанские дипломаты уже указывали на «голословный» характер обвинений ОБСЕ. В то же время, миссии всех других авторитетных международных организаций, независимые наблюдатели и делегаты отдельных государств позитивно высказываются о прошедших выборах, равно как и об изменениях в электоральном процессе.
Как Вы считаете, каким образом обновление Парламента отразилось на развитии республики?
- Как уже отмечалось, повышение политического плюрализма и снижение выборных цензов – это не самоцель, а только очередной шаг в реформировании Казахстана. Прошедшие год назад выборы и недавние перестановки в Правительстве ложатся в линию долгосрочных структурных реформ. Следующий за политическими преобразованиями этап – это проведение социально-экономических реформ в интересах общества и государства. Только за первый год работы обновлённого Парламента таких инициатив множество. Здесь можно вспомнить и принятый Социальный кодекс, и либерализацию налогового законодательства, и крупные социальные программы (тот же проект «Национальный фонд – детям). Этот модернизационный путь предполагает длительную перестройку всех отраслей Казахстана, что подкрепляет уверенность в позитивном исходе многочисленных преобразований.