Средний возраст ремесленников в Казахстане - более 70 лет
Казахская национальная ремесленная культура через 3-5 лет испытает острый дефицит мастеров. Таким мнением с «Голосом народа» поделилась председатель Союза ремесленников Казахстана Айжан Беккулова.
Эксперт подчеркнула, что среди казахстанцев стремительно растет спрос и потребность в изделиях национального ремесла.
«Люди хотят выглядеть несколько уникальными, выделяться чем-то от всех остальных. Плюс ко всему чувство патриотизма срабатывает и хочется иметь что-то свое национальное, хотя бы какой-то чапан. Это удивительно, но я знаю нескольких людей, которые еще пять лет назад не могли помыслить, что они будут ходить в казахском чапане, ну если только им на юбилей не подарят и они будут в этом полчаса на торжестве, а потом снимут, уберут куда-нибудь в отдаленный ящик комода и больше не вспомнят о нем. Но сейчас существует реальная потребность. Эти люди сейчас просят какие-то эксклюзивные, качественные чапаны, одежду, штаны, ремни. У девушек и у женщин значительно раньше появилась потребность иметь национальные украшения», - рассказала Айжан Беккулова.
При этом Айжан Беккулова подчеркивает, что в то время, когда казалось, что отрасль безнадежна, из нее ушло множество мастеров.
«В первые 10-15 лет независимости нам пришлось достаточно активно работать, чтобы мастера поверили, что есть впереди светлое будущее, что они востребованы. Сейчас их начало признавать государство, начало давать награды, но до такого серьезного признания, мне кажется, пока далековато. Необходимо создавать ремесленные центры, по примеру наших соседей узбеков, в каждом городе, даже маленьких городах», — поделилась мнением спикер.
Эксперт приводит пример, что в соседнем Узбекистане, в городах, где население не достигает и миллиона человек, построено по 9-10 ремесленных центров. Вместе с тем государство уделяет особое внимание отрасли, выделяет земли, помещения, помогает с торговлей. Такого же внимания ждут казахстанские ремесленники.
Еще одна не менее важная проблема для ремесленников – отсутствие новых кадров в отрасли.
«Это такой больной вопрос, потому что, если раньше ремесло передавалось, это было таким семейным продолжением и это было домашнее искусство, за исключением там буквально двух-трех. Изготовление юрты, ювелиры и кузнецы – это было профессионально. Все остальные обучали детей своих, была передача от родителей, от бабушек, дедушек к внукам, к детям», — говорит Беккулова.
Айжан Беккулова обеспокоена тем, что власти не задумываются о том, что страна может безвозвратно утерять всю отрасль. Причиной тому является то, что большинству носителям нашего культурного наследия уже по 7 лет и больше. Тем временем знания перестали передаваться в качестве настоящего профессионального обучения.
Одна из носителей национального ремесла – Кумис Косбай. В этом году бабушке исполняется 68 лет. Почти всю жизнь она является мастером казахского национального ремесла, а точнее занимается изготовлением принадлежностей для юрты, то есть полным ее оформлением. Кумис апа признается, что такой непростой труд, несущий в себе традиции и культуру нашего народа, недооценен.
«Несмотря на то, насколько сложно наше ремесло, в Казахстане не получаем поддержку, оценку. Не так давно я принимала участие в большом республиканском конкурсе деятелей искусства. Я отправила туда все свои работы. Они не смогли оценить то, насколько моя работа сложная. Каждый, конечно, будет хвалить свою сферу деятельности. Однако, я считаю, что моя работа сложнее, чем у того, кто поет песни. Никто на это не обратил внимание. Оценили артистов, работников театра. А нас, ремесленников, ювелиров, особо не поддержали. Я считаю, что государство должно обратить внимание на мастеров национального ремесла», - поделилась мнением Кумис Косбай.
При этом на спрос среди казахстанцев на продукцию ее производства ремесленница не жалуется. Кумис Косбай рассказала, что в небольшое село Шетпе в Мангистауской области ей поступают заказы из далеких городов Караганды, Алматы, Жезказгана, Актобе.
«Из-за того, что я одна всё делаю, не успеваю по времени. У меня сил мало, а чтобы трамбовать войлок, шить, перебирать шерсть нужно приложить много усилий», — говорит она.
Процесс создания принадлежностей для юрты занимает долгое время. Он начинается с сортировки шерсти, его вытягивания, а также включает трамбовку, варку, сушку, резку по войлоку.
«Для изготовления войлока уходит по времени около месяца. Так как я работаю в одиночку, то мне нужно столько времени. Для трамбовки, варки и подготовки изделия мне нужно еще 25 дней. Таким образом на создание одного отрезка изделия уходит порядка 2 месяцев», — рассказала мастер.
Кроме того, заказчики часто просят связать бахрому и другие украшения для изделий юрты. Эти дела Кумис апа называет дополнительными и занимается ими в отдельное от основной работы время, до двух часов ночи. В 7 утра она просыпается и снова приступает к дневным работам с войлоком.
«Вот подумайте, сколько труда, сколько пота проливается в этом ремесле. Было бы хорошо, если бы власти обратили на наш труд внимание. К примеру, я не могу получить грант. Если бы я получила грант, то купила бы себе станки для плетения пряжи, трамбовки войлока. Если бы было технологичное оснащение, то процесс стал бы быстрее, думаю», — высказалась Кумис апа.