Депутат раскритиковал госзакупки по ремонту автодорог в Казахстане

По его словам, качество автодорог регулярно подвергается справедливой общественной критики.

Мадина Ергешова

Отремонтированные дороги в Казахстане приходят в негодность уже на следующий год. Между тем, проблема связана не только с недобросовестными подрядчиками. При тех условиях, на которых сегодня проводятся тендера, по мнению тех же дорожных строителей, качественно отремонтировать дорогу заведомо невозможно. Об этом заявил мажилисмен Юрий Жулин, передает golos-naroda.kz.

«К примеру, при среднем ремонте - наиболее распространенном и бюджетозатратном виде дорожных работ в городах, демпинг доходит до 40%. При этом, 20% скидки подрядчик вправе даже не обеспечивать гарантией, не обосновывать снижение цены. Очевидно, что, делая столь большие ценовые скидки, подрядчик экономит на стройматериалах, зарплатах рабочих, но только не своей прибыли. Понятно, что создается поле для коррупции», – отмечает депутат.

По его словам, возможность столь высоких скидок и демпинга связана с тем, что для среднего ремонта внутригородских дорог не требуется ведомственная экспертиза.

«Но и это еще не все. При наличии у подрядчика строительной лицензии заказчик не вправе требовать подтверждения трудовых и материальных ресурсов. Но саму лицензию достаточно получить один раз и впоследствии можно не подтверждать. Кроме того, сложилась абсурдная ситуация, когда финансово неустойчивые предприятия, имея после процедуры реабилитации высокий показатель уплаченных налогов, получают в госзакупках преимущества перед финансово устойчивыми компаниями», – негодует Юрий Жулин. 

У мажилисмена немало вопросов и к формированию смет на средний ремонт, поскольку в расчетах закладываются цены сегодняшнего дня на день завтрашний без учета инфляции.

«Также по непонятным причинам в Нур-Султане, Алматы и Шымкенте стоимость материалов и работ закладывается гораздо выше, чем по остальным регионам. К примеру, фрезерование толщиной 5 см в Нур-Султане стоит 1 329 тенге за кв.метр, а в близлежащем Караганды – 312 тенге (более чем в 4 раза). Удивительно еще и то, что стоимость расценок на работу отдельных механизмов не менялась с советских времен», – говорит он.

Очевидно, что сегодня в тендерах на средний ремонт городских дорог пора отходить от принципа, «кто дал меньшую цену – тот и выиграл». Приоритет низкой цены не экономит бюджетные средства и не способствует качеству.

В связи с этим депутат предлагает:

1. Независимо от наличия строительной лицензии, требовать от подрядчиков подтверждения квалификационного состава работников – не менее 50% штатных единиц с подтверждением пенсионных отчислений не менее 3-х лет, наличия не менее 30% собственной дорожно-строительной техники.

2. При выборе подрядчика в случае иных равных условий предусмотреть условные скидки потенциальным поставщикам, зарегистрированным на той территории, где проводится тендер.

3. Предоставить заказчику право требовать от подрядчика, предлагающего скидку, обоснование за счет чего он может позволить снижать цену.

4. Ввести обязательную ведомственную экспертизу на средний ремонт дорог.

5. В проектно-сметных расчетах на средний ремонт ввести обязательный инфляционный коэффициент по регионам.

6. Пересмотреть расценки на работу механизмов с учетом рыночных цен.

7. Исключить «лазейку» с использованием высокого показателя уплаченных налогов в госзакупках для финансово неустойчивых предприятий.

8. На основе данных налоговых органов о степени риска предприятий внедрить реестр добросовестных поставщиков с предоставлением им условных скидок в госзакупках.

Реклама
Реклама
Новости партнеров