Ни машин, ни автобусов – что происходит с программой льготного автокредитования?

Казахстанцам приходится брать машины в кредит под огромные проценты

Эльдар Аланов

Больше года прошло с тех пор, когда свои автомобили под льготные 4% годовых получили последние счастливчики. Деньги было решено перенаправить на лизинг автобусов, и казахстанцы постепенно забыли об этой программе. «Голос народа» решил, спустя год понять: сколько автобусов было куплено на вернувшиеся от льготного автокредитования деньги? Ответ нас, если честно удивил.

Напомним, пустить 100 млрд. тенге из скопившихся утильсборов ТОО «Оператор РОП» на льготное автокредитование казахстанцев в 2022 году поручил Президент Казахстана.

Однако в первый же запуск программы льготного автокредитования обнаружились проблемы с организацией: для желающих не хватило ни денег, ни автомобилей отечественной сборки. Люди стояли в огромных очередях в автосалонах, формировали электронные очереди на желанные машины и надеялись, что пусть не летом 2022 года, а чуть позже, но все же станут счастливыми автовладельцами в кредит под 4% годовых.

Само кредитование является револьверным. То есть деньги, которые те, кто уже купил машину, выплачивают за нее, возвращаются не в бюджет, а на счет оператора программы, а потом направляются на новые автокредиты.

Финансисты приводили вполне понятные расчеты сколько новых автокредитов можно выдавать по такой схеме ежемесячно и ежегодно: примерно 8000 авто на старте, а потом - по 1000 в каждый перезапуск.

После первого и самого масштабного транша, оператор программы льготного автокредитования АО «Фонд развития промышленности», взял паузу, которая постоянно затягивалась. В феврале 2023 года, наконец, стартовала вторая очередь программы. Причем правила получения льготного автокредита были изменены, теперь для этого не надо было стоять в очереди в автосалоне, электронная очередь на авто тоже стала неактуальной.

Кредит можно было оформить только через сайт autonesie.kz, созданный специально для этой цели. Сделать это успели всего 761 человек, причем менее, чем за минуту от начала старта приема заявок, все накопленные деньги были розданы. 

Те, кто не успел, делали мемы о ситуации и тренировали пальцы, для того, чтобы в следующий раз  уж точно попасть в число счастливчиков.

Однако следующего раза не было: в июне 2023 года министр индустрии и инфраструктурного развития Марат Карабаев сообщил журналистам о том, что все вернувшиеся от частников средства будут теперь направлены на льготное кредитование автопарков.

«Задача стоит максимально эффективно использовать имеющиеся на руках средства. В связи с этим рассматриваем возможность направления средств на льготное автокредитование - на кредитование общественного транспорта. Им пользуются в день 9,3 миллиона казахстанцев. Для нас приоритет - это удовлетворить их потребности», - объяснил это решение министр.

Как он отметил, в стране есть города, в которых общественный транспорт в очень плачевном состоянии. К примеру, в Талдыкоргане износ имущества автопарков составляет 90%, в Костанае – 70%.

Ну что ж, с министром трудно спорить: комфорт миллионов гораздо важнее, чем мечта сотен тысяч, но насколько удалось за это время поправить материально-техническое оснащение автопарков казахстанских городов?

Как сообщили «Голосу народа» в Фонде развития промышленности, ни на сколько.

«Фондом совместно с банками второго уровня проводятся процедуры по изменению целевого назначения и возврата револьверных средств в рамках программы льготного автокредитования для лизингового финансирования на приобретение отечественных автобусов. В связи с чем, в рамках вышеуказанных средств лизинговое финансирование на приобретение отечественных автобусов не осуществлялось», - прислали нам официальный ответ из квазигоскомпании.

Сколько средств от льготного автокредитования граждан при этом вернулось на счета банков, когда будет запущено автокредитование автобусов и какие города изъявили желание участвовать в программе – в ФРП не сообщили.

Между тем, на сайте нацкомпании можно найти пресс-релизы о том, что автобусы по льготной лизинговой программе все же поступают в казахстанские города. Как пояснили нам представитель ФРП в устном разговоре, это другая программа лизинга. Она была запущена исключительно Фондом, без поддержки АО «Жасыл Даму», который стал правопреемником ТОО «Оператор РОП».

Условия у нее те же самые: до 7 лет, под 7% годовых и с 15% первоначального взноса в городах, и на 7 лет, под 0,01% годовых без первоначального взноса в регионах. Однако из сухой официальной информации можно сделать вывод о том, что пользуются программой в основном мегаполисы.

Так, к примеру, за январь и начало февраля 2024 года по данной программе было закуплено в казахстанские города 156 автобусов, за весь 2023 – 1235. При этом неизменный лидер закупа лизинговых автобусов – Астана. За этот срок она приобрела в общей сложности 310 автобусов. Алматинская область вместе с упомянутым Карабаевым Талдыкорганом, купила за этот же период 36 автобусов, Костанайская – 72.

Что же касается программы льготного автокредитования, то за счет 100 млрд. тенге «Оператора РОП кредиты смогли получить 14 886 казахстанцев.

При этом  сайт, который год назад подарил кому-то счастье за 18 секунд, теперь принадлежит онлайн-казино.

Еще до старта программы, эксперты прогнозировали, что она увеличит цену автомобилей в Казахстане. Так, собственно, и вышло: летом 2023 года о том, что из-за малого количества авто отечественной сборки, а также из-за того, что льготное автокредитование выдается только через несколько банков выросли цены на машины, заявили в Агентстве по защите и развитию конкуренции.

Стоит отметить, что в Казахстане по-прежнему действует еще одна программа льготного автокредитования, оператором которой является Банк развития Казахстана. В ее рамках с 2015 года казахстанцам было выдано более 17 тысяч кредитов на приобретение авто.

Но и ее результаты не все считают позитивными.

«Начиная с 2015 года государством применяется льготное автокредитование. На эти цели было выделено в общей сложности около 190 млрд. тенге. При этом, если в 2016 году 79% произведенных отечественных автомобилей были реализованы через льготное кредитование, то уже в 2017 году этот показатель упал до 9% и в последующем балансировал на уровне 4 – 15%. Таким образом можно заявить, что льготное кредитование на отечественное производство фактически не повлияло», - обратился недавно к правительству с требованием подробного отчета об итогах программ льготного автокредитования сенатор Султанбек Макежанов.

Но вот на что очевидно влияет льготное автокредитование, так это на желания казахстанцев обзавестись собственным автомобилем.

По данным первого кредитного бюро, за 2023 год был зафиксирован рекордный рост автокредитования: на 81,5% по сравнению с 2022 годом.

При этом все чаще казахстанцы стали брать кредиты на машины не в банках, а в микрофинансовых организациях (МФО), хотя у них кредиты всегда дороже.

«Например, по итогам декабря средняя ГЭСВ МФО составила 40,8%, а средняя ставка ГСВ БВУ -  22,2%. Однако это не мешает МФО формировать существенную долю рынка. На них пришлось 30,6% (481,8 миллиарда тенге) от общей суммы автокредитов, выданных в 2023 году», - пишут эксперты ПКБ.

Возможно, будь в казахстанских городах и правда более комфортные автобусы, и если бы их не надо было бы ждать так долго на остановках, часть казахстанцев все же отказались бы от автокредита под такие высокие проценты…

Реклама
Реклама
Новости партнеров