Детская жестокость – следствие бытовых и денежных проблем родителей?
Недавно в Алматы несколько дошколят избили ребенка прямо в детском саду. Неделей ранее другого ребенка также избили в детском саду, но уже в Туркестане, и не дети, а взрослый человек. В то же время, казахстанские подростки все чаще продолжают делать ложные вызовы об актах терроризма. Что происходит с казахстанцами? Почему жестокость стала пороком не только взрослых, но и детей? Редакция «Голос народа» поговорила об этом с детским психологом Сергеем Комаровым.
Почему детское насилие встречается все чаще? Например, недавний случай избиения ребенка в детском саду другими детьми в Алматы.
К сожалению, этот случай потряс всех. Я смотрел видео и видно было с какой жестокостью дети бьют другого ребенка. Но у каждого из участников такого конфликта будет травма. У ребенка, над которым издевались, у ребенка – агрессора и у тех, кто даже наблюдал за этим – это называется травма свидетеля.
Мы должны понимать, что для ребенка все то, что рядом – безопасно. И если его бьют или он видит насилие, то скорее всего для него это безопасно. Как с ним поступают, так он и делает… Такие случаи, конечно, не являются нормой. Такие примеры каждый раз являются сигналом для нашего общества. Возможно, причина в том, что родителя стали меньше уделять времени своим детям. Или, как считают многие психологи и социологи – это влияние интернета. Или же это детско-родительские отношения, когда агрессия в семье становится нормой для ребенка. Нужно разбирать вопрос в корне проблемы, привлекая психолога возможно даже не только для ребенка, но и для родителей.
Есть ли тенденция того, что дети стали более жестокими и агрессивными в современном мире?
Я считаю, что да. Как я говорил ранее, причин тому может быть много. Но важно еще то, что воспитание – это не про то, что можно, а что нельзя. Главное в воспитании – это показать ребенку что он хороший и мир вокруг тоже, в психологии это называется «я – ок», «ты – ок» и «мир – ок». После травмы надо пройти через все этапы принятия и вернуть себе понимание, что со мной (или ребенком в данном случае) все в порядке, и с миром вокруг - тоже.
Став свидетелями конфликтов и драк, как должны поступать воспитатели и учителя?
В наше время учитель уже не исполняет воспитательную функцию. Если раньше, в советское время каждый учитель считался воспитателем по умолчанию, то сегодня учитель является менеджером.
При этом в России было исследование, где по статистике выявили, что в 70% детского буллинга виноваты взрослые. Отсюда вывод: возможно взрослые сами являются источником буллинга в какой-то степени (между собой или в отношении ребенка), либо они не пресекают травлю как нечто плохое.
Могут ли быть психически нездоровые дети у здоровых (психически) родителей? В прошлом году даже ВОЗ озаботился психическом здоровье казахстанских детей. Также известно, что Казахстан не раз занимал первое место в СНГ по количеству детских суицидов.
Если болеют дети, нужно лечить родителей. Если у ребенка есть психологические проблемы, за это всегда отвечают родители. Во-первых, с точки зрения психологии, детско-родительские отношения держатся не на детях, а на родителях. Если мы говорим за отношения «взрослый – взрослый» - за это отвечают обе стороны, а в отношениях «взрослый – ребенок» полностью несет ответственность родитель. Что касается суицида, это всегда детско-родительские отношения. Это я могу подтвердить по своей многолетней практике детским психологом. Мой телефон был в телефоне доверия, и я не помню ни одного звонка, связанного с суицидом, который не исходил вследствие отношений родителей с детьми.
Мы тянем свои травмы из прошлого – это называется травмы поколений. Плюс к этому накладывается опыт своих переживаний и травм, и все это перекладываем на детей. Поэтому травмы увеличиваются в геометрической прогрессии с каждым новым поколением, особенно когда мы своих детей тоже в чем-то травмируем. Поэтому, далеко не всех родителей можно назвать абсолютно психически здоровыми.
В целом, вопрос насилия сегодня остро поднимается по всему миру. Во многих странах Европы, чтобы получить вид на жительство, проходят специальные тесты по определению склонностей к насилию. Соответственно эти вопросы пришли и в Казахстан. Хотя, у нас восточные корни. В нашей культуре ребенок – это святое, а чужих детей – нет. Но, все же дети не защищены и преступления случаются.
Ложные сообщения о бомбе и терроризме. Почему это стало развлечением для детей?
В таких случаях нужно смотреть какая потребность подростка не реализована. Либо это попытка показать себя, когда к нему не относятся как к взрослому. Или это может быть призыв к вниманию и похвале, которых не хватает, или же это такой детский неконтролируемый интерес с попыткой узнать, а что если я позвоню и сделаю ложный вызов…
Что делать полиции после таких ложных вызовов? Есть ли гарантия, что, отделавшись штрафом ребенок больше не будет так делать?
Конечно, власти в такие моменты затрачивают очень много средств и ресурсов на такие ложные вызовы. Но, одними угрозами ситуацию не выравняешь. Дети могут попытаться позвонить еще раз, но уже с других номеров. Здесь нужна разъяснительная работа о том, что последует после таких «шалостей».
Может детей нужно принудительно отправлять к психологам, после фактов насилия или ложных вызовов? Важен ли принцип добровольности в работе психолога?
Хочу признать, что не всегда после таких случаев родители хотят вести ребенка к психологу. Некоторые еще больше ожесточаются на ребенка и тот чувствует еще большее давление.
В то же время добровольность – это главный критерий нашей работы. Представьте, что кого-то насильно отправили к психологу и как психолог что-то из этого сварит, если мы варим из того, что нам дают? А человек, особенно ребенок просто придет отсидеть положенный час. Я всегда говорю: «Да, родители – вы платите, но мой клиент – ваш ребенок». И дети в любом случае, рассказывают только то, что захотят. Понять и дойти до корня проблемы удается лишь тогда, когда клиент (ребенок) понимает собственную значимость и важность, даже если его привели родители.
В целом, обращение к психологу постепенно становится нормой нашей жизни, даже у здоровых людей. Я несколько раз даже слышал, когда 15-16-летние подростки просили на свой день рождения подарить сессии к психологу. Причем раньше было больше девочек, а сегодня уже и мальчики приходят. Среди подростков это не зазорно.
Влияет ли уровень и качество жизни в стране на психологическое состояние детей и взрослых?
100% уровень качества жизни влияет на уровень тревожности. А если родители тревожные, то они воспитают тревожных детей. Причем дети, потом проявляют свою тревожность в мире именно такими способами – агрессией, преступлениями, ведь они не могут саморегулироваться. Но, важно также давать детям в семьях возможность выплескивать эмоции, чтобы в будущем это не отразилось на их здоровье и психике.