75-летний предприниматель уже почти год находится в СИЗО.
В Петропавловском городском суде на финишной прямой находится уголовное дело в отношении руководителя фирмы «Дорожник Ашык Аспан» 75-летнего Бабкена Мартиросяна. Пожилой человек уже 10 месяцев сидит в СИЗО, и вскоре ему вынесут приговор по делу о даче взяток чиновникам, передает golos-naroda.kz со ссылкой на Петропавловск.news.
Бабкена Мартиросяна обвиняют в даче взятки налоговику, но суть в том, что последнего в суде первой инстанции приговорили к штрафу как мошенника, а не взяточника.
Правда приговор еще не вступил в законную силу, и сейчас дело по правилам суда первой инстанции рассматривается в областном суде.
Корреспондент издания побывал на обоих процессах, которые рассматриваются параллельно и не объединены в одно дело.
Во время суда выяснилось несколько интересных моментов. Но сначала вкратце о сути предъявленного обвинения.
В марте прошлого года в офис к директору дорожной фирмы Бабкену Сениковичу пришел руководитель управления государственных доходов по Кызылжарскому району Мереке Агажанов, чтобы помочь повысить коэффициент финансовой устойчивости организации для более успешного участия в лотах на сайте госзакупок.
В то время при равных условиях этот показатель давал поставщику преимущество при участии в конкурсах, сейчас его уже отменили. Рассчитывается коэффициент системой автоматически, только нужно было подать в областную налоговую заявление.
Как отмечает издание, с районным налоговиком Бабкена Сениковича познакомил общий друг Тельман Нифталиев. И судя по показаниям подсудимых, представил Агажанова как некоего консультанта, который подскажет, как правильно бухгалтерия должна оформить документы для подачи в налоговую.
Дело в том, что из-за признания лжепредприятиями нескольких контрагентов в 2020 году фирма по решению суда сдала дополнительную декларацию и доплатила налоги за 2017 год, но их не учли автоматически, нужно было предоставить квитанции и написать заявление, которое в итоге и рассмотрели, повысив коэффициент.
То есть все законно, о чем представители управления камерального контроля дали показания в судах. Бабкен Мартиросян поблагодарил нового знакомого и спросил, сколько он ему за это должен, подразумевая, как он сам говорит, оказанную консультацию.
Тот назвал сумму в пять тыс долларов, мол, за это берут столько, но по знакомству согласился снизить эту сумму до трех тысяч долларов, что в переводе на тенге в то время было 1 млн 250 тысяч.
Дорожник дал гостю миллион, а остальные пообещал отдать в следующий раз, потому что полной суммы не было у него в кабинете. На видеозаписях, рассмотренных в суде, очевидно, что Мартиросян не знал не только номера телефона, но даже не запомнил и переспрашивал имя нового знакомого. Директор фирмы показал в судах, что должность и место работы Агжанова он не знал.
Сам налоговик из Кызылжарского района признался на следствии и в суде, что в силу своего служебного положения никак не мог повлиять на рассмотрение этого заявления, а просто воспользовался доверчивостью пожилого человека и взял с него деньги, не сказав ему, где работает.
Потому его по сокращенному производству в суде первой инстанции, осудили как мошенника, приговорив к выплате штрафа. Но при этом Мартиросяна не признали жертвой мошенничества, зато судят за вятку.
К слову, Мартиросян претензий к своему консультанту не имеет. Пока ситуация складывается парадоксально: есть мошенник (приговор не вступил в законную силу и его еще могут пересмотреть), но нет жертвы мошенничества, есть предполагаемый взяткодатель, но нет взяточника.
Тем временем, 75-летний предприниматель с августа 2021 года находится в СИЗО. А те чиновники, которым он якобы передал взятки, находятся на свободе.
Несколько раз адвокаты Мартиросяна просили отпустить пожилого подсудимого по состоянию здоровья под подписку, под залог или под домашний арест, но следственный суд был непреклонен.
Материалы дела не изучались в горсуде, потому что процесс проходил по сокращенному производству, так как налоговик был согласен на обвинение по мошенничеству вместо взятки и соответственно выплату штрафа вместо возможного лишения свободы.
Как отмечает издание, Бабкен Мартиросян за последние несколько лет по просьбе различных госорганов и других организаций регулярно перечислял миллионы тенге на благотворительные нужды, с 2014 года он проспонсировал в рамках социальной ответственности бизнеса более 116 миллионов тенге.
Почти 40 млн тенге в 2020 году он выделил на борьбу с пандемией, когда региону не хватало аппаратов ИВЛ, и деньги нужны были на закуп всего необходимого для спасения тяжелых ковидных пациентов.
Все суммы указаны в документах, которые суд отказался приобщать к делу. Прокурор запросил для директора дорожной фирмы 12 лет лишения свободы. Этот же прокурор, выступая в суде апелляционной инстанции для Агажанова попросил 3,5 года лишения свободы.
За время следствия адвокаты несколько раз просили не содержать своего подзащитного Мартиросяна под стражей, отпустить его под залог, под домашний арест или подписку.
«Я знаю, что мой отец никаких взяток не давал никому, это было чисто помощь Кусанову, который своего ребенка хотел везти в больницу, а насчет Агажанова, он заплатил ему за консультацию. А что касается прокурора, который просит 12 лет, наверное, за убийство целой семьи у нас столько не дают», ‒ коротко высказался на прениях сын подсудимого Карен Мартиросян.
Суд удалился в совещательную комнату для окончательного принятия решения по делу.
14 июня Мереке Агажанова областной суд приговорил к трем годам лишения свободы, с пожизненным запретом занимать должности на государственной службе.
В этот же день постановление суда вступило в законную силу и конвой взял осужденного под стражу в зале суда.
Оглашение приговора по Мартиросяну отложили ориентировочно на 15 июня.