В Казахстане запущен проект «Сапалы өнім»

Проект поможет распознать качественный товар

Сая Тауекелова

В Казахстане для защиты внутреннего рынка и отечественных производителей запущено общественное движение «Сапалы өнім», передает «Голос народа».

«Реализация задач проекта по предложению общественников планируется через создание «Общественного фонда защиты прав потребителей», который будет заниматься противодействием проникновения на потребительский рынок контрафактной, фальсифицированной, опасной и некачественной продукции. Ее распространение – серьезная проблема для потребителей и производителей», - рассказал заместитель председателя Комитета по защите прав потребителей МТИ РК Булат Танабергенов.

Концепт предполагает разработку знака качества для наиболее качественных продуктов казахстанского производства. Общественниками планируется присваивать им специальный знак качества «Сапалы өнім». Потребитель, увидев такой знак качества на товаре, будет понимать, что этот продукт качественный, и его можно без опаски приобретать и употреблять в пищу.

Булат Танабергенов также рассказал, какиеми услугами чаще всего недовольны казахстанцы.  В 2023 году были опрошены 10 тысяч граждан, и из них 65% были недовольны качеством медицинских услуг.

«52% опрошенных жалуются на оказанные услуги в сфере туристической деятельности, пассажирских перевозок, услуги интернет-провайдеров. Если брать в разрезе регионов, то в Актюбинской, Акмолинской, Туркестанской и Северо-Казахстанской областей от 65 до 70% опрошенных замечают нарушения именно в туристической деятельности», - сообщил Булат Танабергенов.

80% жалоб пришлось в Алматы, Костанайской и Карагандинской области на услуги пассажирских перевозок всех видов. Не удовлетворены услугами интернета и связи чаще всего жители города Алматы и столицы - чуть более 60%.

«Если проанализировать обращения, которые поступают в Комитет по защите прав потребителей МТИ РК и в наши территориальные подразделения, то в 2023 году поступило почти 51 тыс. жалоб на различные сферы торговли. Так, порядка 37% жалуются на сферу розничной торговли, около 15% казахстанцев пожаловались на электронную торговлю, 13% - на бытовые услуги, чуть более 9% на услуги ЖКХ и на услуги связи - 4%», - добавил он.

По сравнению с 2022 годом произошел рост жалоб на 70%. Хотя в последние 3-4 года прирост количества обращений ежегодно составлял порядка 20%. Это говорит о том, что права потребителей стали нарушаться еще больше. Кроме того, потребитель стал более грамотным. Он на сегодняшний день знает, куда можно обратиться, и что его права защищены законодательством.

Заместитель председателя Комитета по защите прав потребителей пояснил, что согласно статье 24 Закона о защите прав потребителей продавцу запрещается ограничивать права потребителей в отношении применения фото и видеосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан. Любой покупатель, увидев в магазине испорченный товар, или с истекшим сроком годности, может спокойно заснять на фото- или видео, и отправить жалобу в государственный орган посредством еОtinish.kz.

Реклама
Реклама
Новости партнеров