Выгодно ли Казахстану вводить пошлину на экспорт зерновых

Зерновой союз против введения пошлины, но Союз зернопереработчиков считает, что эта мера позволит развивать экспорт муки

Ботагоз Искакова

Вопрос о том, нужно ли в нашей стране вводить пошлину на экспорт зерновых, разделил два профильных союза Казахстана на два лагеря. В то время, как представитель Зернового союза считает, что введение пошлин губительно для сельского хозяйства, глава Союза зернопереработчиков говорит, что их отсутствие приведет казахстанских аграриев к разбитому корыту. Свои аргументы они привели порталу Kazakh24info.

Россия предложила ограничить экспорт зерна всем странам ЕАЭС

На заседании Евразийской экономической комиссии 20 мая Россия настаивала, чтобы все члены ЕАЭС ввели квоты и пошлины на экспорт зерновых в третьи страны. Москва ввела пошлину, чтобы не допустить реэкспорт российского зерна через ЕАЭС в обход ограничений.

Казахстан против пошлин. Но для обеспечения продовольственной безопасности нашей страной в апреле была введена квота на вывоз пшеницы до 15 июня. На днях пресс-секретарь министерства сельского хозяйства Дамир Егизбаев сообщил Kazakh24info, что квота может быть продлена до 30 сентября. Окончательное решение по этому вопросу будет приниматься межведомственной комиссией.

Объем квоты был определен в размере одного миллиона тонн на вывоз пшеницы и 300 тыс. тонн на вывоз муки. Причем по состоянию на 7 июня, по словам министра сельского хозяйства Ербола Карашукеева, выбрано 40% зерна и 70% муки.

При этом глава Минсельхоза заверил, что не видит предпосылок для удорожания хлеба в республике на фоне роста мировых цен на пшеницу.

Вводить пошлины – это убивать сельское хозяйство

Официальный представитель Зернового союза Казахстана Евгений Карабанов в интервью Kazakh24info, поделился мнением, что в новом сезоне, то есть с октября 2022 года, наше правительство не будет вводить никаких ограничений, и прогноз Зернового союза по цене пшеницы нового урожая в 125-130 тыс. тенге за тонну окажется верным.

«Цены для наших основных покупателей из Средней Азии будут порядка 350 долларов за тонну (DAP Сарыагаш). В этом случае рентабельность наших сельхозтоваропроизводителей сложится на уровне 16%. Рентабельность российских производителей Сибирского и Уральского федеральных округов, даже при наличии экспортных таможенных пошлин в РФ, будет на уровне 13%. Это сравнимые величины, и для нашего правительства вводить какие-то пошлины – это своими руками убивать свое сельское хозяйство», - считает Евгений Карабанов.

По его мнению, российские фермеры сейчас находятся в более выгодном положении в сравнении с нашими за счёт лучших погодно-климатических условий, более высокой урожайности, более высокого уровня господдержки, более дешевых кредитов. Там играет роль совокупность факторов, по которым Казахстан проигрывает.

«Если наше правительство сейчас введет какие-то экспортные ограничения, то поставит наших фермеров в заведомо неравные условия по сравнению с российскими. Если мы поставим такие же экспортные пошлины, как в России, тогда российское зерно потечет полноводной рекой на наши традиционные рынки сбыта. То есть мы своими руками убьем свои рынки, своих фермеров. В случае введения пошлин в Казахстане цена зерна упадет на сумму введённой пошлины, и многие наши фермеры не смогут получить достойную цену за свое зерно, что приведет к убыткам», - подчеркнул официальный представитель Зернового союза Казахстана.

Отсутствие экспортной пошлины – это путь в никуда

Однако президент Союза зернопереработчиков Казахстана Алихан Талгатбек со своим коллегой не согласен.

Он считает, что введение пошлины на экспорт зерна могло бы стимулировать развитие переработки в Казахстане.

«Во-первых, если пошлина будет введена, зерно уже будет не так выгодно экспортировать, будет выгодно его переработать в Казахстане и экспортировать в виде готовой продукции, потому что пошлины на готовую продукцию нет. Тем самым можно будет развивать и рынки продуктов переработки: есть большой спрос на муку, и образующиеся в связи с производством муки отруби и комбикорма . С каждой тонны зерна образуется 200 кг отрубей», - считает Алихан Талгатбек.

Всю эту продукцию можно экспортировать в ближайшие страны Средней Азии.

Во-вторых, наличие отрубей позволит развивать животноводство.

«Часто животноводы заявляют, что кормов не хватает и они дорогие. У нас из года в год объемы переработки зерна падают, а объем животноводства растет каждый год. Мы видели, как в прошлом году засуха ударила, и в Мангистау начали скот забивать из-за нехватки комбикормов. Эта проблема будет усугубляться с каждым годом. Если мы хотим решить проблему кормов, то это надо больше зерна в Казахстане перерабатывать, и Казахстан будет обеспечен кормами. Эти пошлины будут стимулировать переработку и увеличение предложения кормов внутри страны», - продолжил глава Союза зернопереработчиков Казахстана.

В-третьих, при правильной организации экспортной торговой политики введение пошлины позволит снизить стоимость муки на внутреннем рынке для казахстанцев. «Это сейчас очень актуальный вопрос, потому что мы, к сожалению, вынуждены повышать цены на муку чуть ли не каждую неделю, вслед за ростом цен на зерно», - отметил он.

В-четвертых, у Казахстана с Россией протяженность границы длиной более 7,5 тыс. км, и меры, принятые в соседней стране, не могут не отразиться на нашей стране. Тем более, учитывая объемы экономик и уровень сбора зерновых: Россия выращивает 120 миллионов тонн зерновых, а мы – 15-20 млн тонн.

В результате российской политики регулирования экспорта и развития переработки мука в соседней стране стоит столько же, как наше зерно.

«В отношении Казахстана россияне запретили экспорт зерна, и говорят: либо вы введете пошлину на экспорт, тогда мы вам будем беспошлинно зерно поставлять, иначе не будем, потому что вы наше зерно берете, потом беспошлинно грузите и зарабатываете на разнице. Они закрыли экспорт зерна в Казахстан, теперь в долгосрочной перспективе внутри России цена на зерно дешевая, а экспортная – дорогая. Получается, что сейчас они начинают муку грузить в Казахстан и страны Средней Азии, развивая свою внутреннюю переработку. Тем самым они вытесняют наших мукомолов с наших рынков: они готовы грузить муку по цене, по которой Казахстан грузит зерно. Это приведет к тому, что вся казахстанская мукомольная отрасль не выдержит такой конкуренции, отомрет», - подчеркнул Алихан Талгатбек.

По его мнению, судя по ситуации на рынке, года через два Казахстан в любом случае будет вынужден ввести эту пошлину.

«Но за это время мы потеряем мукомольную отрасль и частично зерновую отрасль. Поэтому лучше сейчас ввести пошлины, как можно раньше», - считает президент Союза зернопереработчиков.

Но в этом вопросе ключевым является последующее распределение этих пошлин. К примеру, в России они распределяются среди аграриев в качестве дополнительного субсидирования сельского хозяйства.

«При экспортировании Казахстаном 5 миллионов тонн и пошлине 120 долларов ежегодная сумма составит 600 миллионов долларов, или около 260 миллиардов тенге. Это очень весомая помощь. Я думаю, что на таких условиях, аграрии примут такие нововведения. В противном случае, если мы их не введем – это путь в никуда. В итоге мы через два года опять останемся у разбитого корыта, и на восстановление потребуются годы», - подчеркнул Алихан Талгатбек.

По его мнению, очень взвешенная политика по тарифным и налоговым мерам поддержки развития зернопереработки действует в Узбекистане. 

«У нас в Казахстане нужно просто ввести пошлину, и зернопереработка сама разовьется. Все прикрываются аграриями, что ухудшится их положение, но государство, ежегодно выделяя аграриям около 100 млрд тенге, имеет моральное право вводить пошлину. При этом оно субсидирует производство, 50% минеральных удобрений, гербицидов, поставляет удешевленные ГСМ. И в итоге это зерно, субсидируемое государство, уходит за рубеж и развивает зернопереработку за рубежом вместо того, чтобы развивать зернопереработку в Казахстане и удешевлять муку», - резюмировал глава объединения зернопереработчиков.

 

Реклама
Реклама
Новости партнеров