По его мнению, наступил ответственный период в жизни казахстанского общества, когда происходит стресс-тест на состоятельность реформ
Известный азербайджанский политолог, руководитель клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде высказал мнение о том, с какими результатами Казахстан вступил в новый политический год. По мнению эксперта, в жизни казахстанского общества наступил ответственный период стресс-теста на состоятельность политических реформ президента Касым-Жомарта Токаева, передает «Голос народа».
- Как вы оцениваете эффект от реформ политической системы Казахстана, которые инициировал президент Касым-Жомарт Токаев?
Политические реформы в Казахстане шли последовательно на протяжении длительного времени, они начались с 2019 года и фактически завершились в 2023 году. Этот процесс ознаменовался важными событиями в жизни Казахстана. К большому сожалению, в процесс реализации реформ вмешались субъективные и объективные обстоятельства, которые выступили своего рода тормозом крупномасштабных реформ. Прежде всего речь идет о пандемии коронавируса, который нагрянул в 2020 году и имел очень тяжелые социально-экономические последствия не только для Казахстана, но и всего мира. В последующем события января 2022 года оказались тестом на доверие народа Казахстана президенту страны Касым-Жомарту Токаеву и проводимому им курсу реформ. Последнее испытание было драматическим в полной мере этого слова. В результате беспорядков погибли люди, система пережила большой стресс-тест. Если бы не эффективные действия политического руководства Казахстана и желание продолжать реформы по намеченному сценарию, наверное, сегодня мы бы имели дело с другим Казахстаном. Правительству удалось нормализовать ситуацию в очень сложных условиях и довести реформы до логического завершения. Это большое дело.
Были проведены президентские и парламентские выборы, прошли выборы в маслихаты и в акиматы. В результате серьезных конституционных изменений Казахстан фактически переродился во Вторую республику. Произошло институциональное перерождение и достаточно удачное, потому что сегодняшний Казахстан отвечает духу времени, интересам общества и общественного развития.
Нужно сказать, что в этих сложных условиях, когда было искушение сохранить властные полномочия президента, Касым-Жомарт Токаев принял решение отдать часть своих полномочий и компетенций парламенту. Это стало следствием той общественно-политической дискуссии, которая, кстати говоря, тоже была инициирована президентом Казахстана. Я помню, президент Токаев еще в 2019 году провозгласил принцип «слышащего государства», который имеет глубокий философский подтекст. В 2022 году государство услышало своих граждан и пошло на беспрецедентные меры в истории не только Казахстана, но и всего центральноазиатского региона.
Эффект, конечно, есть. Но любая реформа тестируется временем. Сейчас наступил ответственный период в жизни казахстанского общества, когда происходит стресс-тест на состоятельность реформ. По крайней мере, первые результаты реформ впечатляют и говорят о том, что желаемые цели достигаются. Диалог власти и общества – это непрерывное явление. Институты, которые призваны обеспечить этот диалог, должны эффективно работать. Есть определенные механизмы, которые позволяют осуществлять эффективный контроль, в частности Конституционный суд. Это важная инстанция, которая позволяет оттачивать элементы гражданского общества, участвовать в формировании этого самого гражданского общества.
Динамика показывает, что общественный диалог имеет место, причем по всем направлениям, не только по ключевым вопросам политической повестки, но и по злободневным темам, которые волнуют казахстанцев. Средства массовой информации стимулируют этот диалог. Мы видим, что перед властью и местными исполнительными органами поднимаются сложные вопросы. Власть ставится в условия, когда она должна эффективно реагировать. Опять же очень многое будет зависеть от простых людей, которые участвуют в этом процессе. Я думаю, что здоровое начало станет условием для успешности реализуемых масштабных политических реформ.
- Говоря о Конституционном суде, он снова заработал в Казахстане в 2023 году. В интервью «Egemen Qazaqstan» президент Касым-Жомарт Токаев назвал воссоздание Конституционного суда одним из заслонов, обеспечивающих необратимость политических реформ. Как вы оцениваете его роль для государства?
Конституционный суд – это отдельный элемент властной пирамиды, который не завязан на интересах исполнительной и законодательной власти, это исключительный орган, который стоит над властными институтами. Он регулирует взаимоотношения между ветвями власти, важными политическими акторами, решения которых влияют на государственное устройство. Для Конституционного суда важно принимать такие решения, которые бы объективно отвечали интересам государства, а не интересам конкретных людей или политических групп во власти. Роль этого института исключительная.
В международной практике нередко случалось так, что парламенты принимали законы, которые не всегда соответствовали конституционным статьям, в этом случае Конституционный суд выносил вердикты, отклоняющие решения парламента и даже президента. Это свидетельствует о состоявшемся государстве, которое заточено на обеспечение своих долгосрочных интересов, независимо от того, кто находится у власти.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев принял смелое решение, потому что в прежние годы такого серьезного ограничителя не было. Сейчас в Казахстане этот ограничитель есть, это особенно важно после событий января 2022 года. Институт фиксирует большой общественно-политический статус-кво после этих событий и является составной частью масштабной политической реформы в Казахстане. Я думаю, что в будущем Конституционный суд будет играть роль стабилизатора в развитии государства. Честно говоря, такой институт является индикатором степени глубины государства.
- Как вы считаете, насколько оправдывает себя внешнеполитическая стратегия Казахстана под руководством президента Токаева в современных геополитических условиях?
Я неоднократно высказывался и отмечал высокий профессионализм лично президента страны Касым-Жомарта Токаева. Он кадровый дипломат. Кому, как не ему, знать о тонкостях внешней политики. Токаев был министром иностранных дел, представлял интересы Казахстана в ООН, он был в хорошем смысле слова функционером ООН на самом высоком уровне. Он прекрасно разбирается в тонкостях региональной и международной политики, прекрасно ориентируется в том, что происходит, и определяет ориентиры развития казахстанского общества в турбулентной международной обстановке.
Приоритеты, которые сейчас выстраивает Казахстан, свидетельствуют о том, что внешняя политика страны очень эффективная. Это и баланс между сильными региональными, мировыми акторами, это и продвижение собственных интересов на фоне геополитической турбулентности и гипертрофированного внимания внешних игроков к региону Центральной Азии. Не всегда внимание внешних игроков – это хорошая вещь. Все зависит от искусности политиков: если они смогут трансформировать это внимание в хорошее качество и служение интересам собственного народа, то это плюс. В противном случае происходит столкновение интересов, фрустрация, конфликты – то, что мы наблюдаем в различных географиях.
Казахстан находится в очень сложной географии. На севере - Россия, на востоке - Китай, на юге – дружественные страны, но они соприкасаются с конфликтными зонами в Афганистане, с Ираном, который является страной, вовлеченной в активный ближневосточный конфликт. Казахстан находится между этими странами, а значит риски дестабилизации ситуации, вовлечения Казахстана в геополитические противостояния различных центров силы остаются.
Казахстан является страной, которая участвует в ОДКБ, в ЕАЭС. Мы видим, что Россия находится в состоянии конфликта с Западом. Есть такой элемент, когда страна может очутиться по одну из сторон баррикад. Но умелое руководство внешней политикой Казахстана позволяет избежать такого варианта, более того, сегодня Казахстан является драйвером внешнеполитической активности региона Центральной Азии. В формате «Центральная Азия+», где Казахстан играет ключевую роль, преломляются интересы различных акторов - России, Китая, США, ЕС. Такие региональные конструкции, как ЕАЭС, ШОС, СВМДА, где Казахстан принимает активное участие, позволяют ему балансировать и преломлять интересы внешних акторов, чтобы они сочетались с государственными интересами Казахстана. Не каждому дано это сделать в сложной ситуации.
Есть эффективный личный контакт между президентом страны и руководителями различных государств. Например, Казахстан имеет очень близкие, братские отношения с Азербайджаном. Между президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым прекрасные личные отношения. Они являются показателем того, как главы государств понимают и принимают интересы друг друга.
- В 2024 году Казахстан председательствует в Организации тюркских государств, куда входит и Азербайджан. Как вы считаете, какие инициативы будет продвигать Казахстан в рамках ОТГ?
Практика показывает, что Казахстан, председательствуя в различных организациях, делает это не для галочки. Обычно Казахстан вносит практический вклад в углубление сотрудничества. Тоже самое относится к председательствованию Казахстана в Организации тюркских государств.
В ОТГ можно выделить два условных полюса интеграции - западный и восточный. Западный полюс интеграции – это Азербайджан и Турция, восточный полюс – это Казахстан и соседние государства как Узбекистан и другие братские тюркские государства. Казахстан в восточном полюсе тюркской интеграции играет важную роль, аккумулируя процесс сотрудничества, формируя динамичную повестку. Казахстан имплементирует эту повестку в общетюркское пространство и делает это очень умело.
В текущем году, кроме председательства в ОТГ, Казахстан председательствует в консультативно-совещательном органе государств Центральной Азии, а в этом органе значительную часть составляют как раз тюркские государства. Казахстан имплементирует центральноазиатскую повестку в тюркскую. Если говорить конкретными фактами, например, реализация Транскаспийского международного транспортного маршрута, значительная часть которого проходит по территории Казахстана, сегодня приносит выгоды всем участникам этого маршрута. Грузопотоки в рамках этого маршрута за последний год почти утроились, и это не предел. Казахстан вносит огромный вклад в этот процесс. С другой стороны, это обеспечивает связь тюркской географии с географией сопредельных стран – Китай, страны ЕС.
Недавно президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев был со знаковым визитом в Италии, он совершил свой первый визит в качестве президента. Мы внимательно следили за ходом визита, где Токаев постоянно упирал на то, что необходимо развивать Транскаспийский транспортный маршрут, который соединяет и страны тюркской географии. Казалось бы, речь идет об отношения Казахстана и Италии, тем не менее, развивая торгово-экономические связи между странами, дается синергетический эффект и для тюркских государств, так как транспортное сообщение будет осуществляться через Турцию, Азербайджан и дальше Казахстан.
Сегодня Казахстан является проводником важных эффективных идей, в частности «зеленой» повестки, которая является ключевой для международной экономики и политики. Казахстан тоже вкладывает в реализацию «зеленой» повестки особый смысл, старается посредством своих инициатив в рамках тюркского мира обратить внимание на необходимость решения вопросов эффективного водопользования, спасения Арала. Эти вопросы он имплементирует в тюркское сотрудничество, так как для тюркских стран они тоже актуальны. Недавно Азербайджан, Казахстан и Узбекистан подписали трёхстороннее соглашение об использовании потенциала «зеленой» энергетики трех стран и экспорта «зеленой» энергии за рубеж. До сих пор «зеленая» повестка занимала не такое важное место в тюркском сотрудничестве, усилиями Казахстана она приобретает важное значение.
Казахстан сегодня формулирует повестку безопасности тюркских стран. Надо сказать, что в Казахстане пройдут учения тюркских государств и стран Центральной Азии в целом. Это важно в свете рисков и угроз для международной системы безопасности. Мы знаем, что вокруг нашей географии происходят негативные процессы, они могут отразиться на странах тюркского мира. Эффективная система безопасности, заточенная на интересах стран-участниц, также является важной заботой казахстанского председательства в ОТГ.